Сергей Урсуляк из тайного президента фестиваля стал явным

Сергей Урсуляк из тайного президента фестиваля стал явным

От пожизненного срока на новом посту знаменитый режиссер заранее отказался

В Выборге завершился 31-й Фестиваль российского кино. Впервые он назывался не «Окно в Европу», а «Выборг». Кто принял такое решение, можно только гадать. Но на церемонии закрытия произошло два судьбоносных события, благодаря которым что-то вернется на круги своя.

Фото: Геннадий Авраменко

Разговоры о смене названия ходили еще год назад, когда фестиваль возглавлял Армен Медведев – человек громадного авторитета, экс-министр кинематографии, ироничный киновед, к голосу которого прислушивались сильные мира сего. Заменить при нем историческое название, уходящее вглубь времен, было, наверное, архисложно.  

В конце прошлого года Армена Николаевича не стало. Для фестиваля это серьезная потеря. Медведев был своего рода охранной грамотой. А дальше то ли руководство фестиваля пошло на опережение, то ли так надавили, что не осталось выбора, но «Окно в Европу» захлопнулось. 

Приехавший на церемонию закрытия губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко  сделал неожиданное заявление: «Окно в Европу» – очень правильное и сильное название, и пусть оно всегда остается с нами». Он  вспомнил Петра Великого, рассказал об ограждениях, которые строят на границе наши финские соседи, а она совсем рядом с Выборгом. В общем, суть его речи сводилась к тому, что не мы окно прорубали, не нам его и закрывать.  

На этом оглашение революционных преобразований не закончилось. Генпродюсер Геворг Нерсесян сказал о том, что многие предчувствовали: «У фестиваля есть традиции, работать без президента он не может. Тайно на этом фестивале президент работал тоже. Это – Сергей Урсуляк».  

Режиссер фильмов «Русский регтайм», «Долгое прощание», «Праведник», сериалов  «Ликвидация», «Исаев», «Тихий Дон», «Жизнь  и судьба» Сергей Урсуляк в этом году возглавлял жюри игрового конкурса. Притворяться он не стал, раскрыл карты: «Я не буду делать вид, что узнал об этом назначении вместе с участниками и гостями во время заключительной церемонии. Быть президентом фестиваля – очень ответственно. Я отказывался. Но недолго. Думаю, что пришло время для нашего поколения отдавать долги тем людям, которым мы очень многим обязаны. Я говорю о Савве Кулише, Вадиме Абдрашитове, Марлене Хуциеве, Станиславе Ростоцком, Микаэле Таривердиеве, Армене Медведеве (почти все они создавали «Окно в Европу». – С.Х.).

Мое согласие – это попытка отдать долг всем этим людям, Армену Медведеву, которому я многим обязан в жизни. И совершенно необязательно считать, что должность президента – пожизненная. Давайте. попробуем. Всегда есть возможность исправить ошибку». 

Чуть раньше Сергей Урсуляк вручил главный приз в игровом конкурсе картине «Свет»  Антона Коломейца. Она также удостоена  особого  упоминания жюри за лучший актерский ансамбль, где тон задавала Елена Яковлева. Фильм получил и первое место в программе «Выборгский счет», который с этого года носит имя Армена Медведева. А выбирают там победителя по итогам зрительского голосования. 

И вот что интересно: абсолютно советский по духу фильм, будто снятый не молодым режиссером, а человеком прошлой эпохи, пользуется таким успехом у самого разного зрителя, включая профессионалов. В то время как авторские, сложные картины остались без внимания, и это для фестиваля плохой знак.

Среди актерских работ жюри отметило Дарью Савельеву в «Привет, мама» Или Малаховой и совсем юного Тимофея Кочнева в «Первом лете» дебютанта Сергея Илютина – еще один образчик старомодного «папиного кино». Как оказалось, Тимофею было жутко на себя смотреть – это всегда испытание для неопытного артиста. Получая награду за прекрасную Дарью Савельеву, Ия Малахова обратилась ко всем актерам: «У вас трудная работа. Ваши литры крови не окупаются».

В анимационном конкурсе было из чего выбирать. Здесь неожиданным образом показал себя мэтр Иван Максимов, снявший прелестный «Неправильный коврик» – про маленькую девочку, потерявшую свою квартиру, а также сделанный в духе Резо Габриадзе «Мой Пушкин» Юрия Томилова, где юный Александр Сергеевич похож на ежика.

А победила одновременно жесткая и хрупкая «Полынь-25» Нади Гольдман – о женских страхах, идущих из детства. Спецприз «За изобразительную интерпретацию классического произведения» получила экранизация «Пиковой дамы» Пушкина – «Ваша дама. Часть 1», классика еще уральской закваски Валентина Ольшванга.

В документальной программе, где были собраны очень разного уровня картины, главной награды удостоены «Отцы» Юрия Мокиенко, ученика  Александра Сокурова уже питерского призыва. Легкий и нежный фильм рассказывает о живущей в деревне семье, где все участвуют в съемках любительского кино. Снимают его на телефон, а потом показывают соседям на лесной поляне.   

Приз Гильдии продюсеров вручен «Нине» Оксаны Бычковой, продюсером которой стала Екатерина Филиппова. Фильм занял второе место по итогам голосования в конкурсе «Выборгский счет». В кулуарах не утихали страсти, вызванные вышедшими в публичное пространство разногласиями между создателями картины.  

Источник: mk.ru

Похожие записи