Светская дива Полина Аскери напугала жителей Зарайска дорогущей выставкой

Светская дива Полина Аскери напугала жителей Зарайска дорогущей выставкой

В Подмосковье провалили первую попытку интеграции современного искусства в историю

Первый блин комом. Эта пословица как нельзя лучше отражает то, что произошло в городе Зарайске с культурной инициативой, которая получила название фестиваль современного искусства «Между прошлым и будущим». Как раз сейчас старинный подмосковный городок приводят в порядок, и самое время создавать новые точки культурного притяжения и оживлять старые. Однако по факту «фестиваль» вылился в единственную выставку без концепции, несколько мастер-классов, один мурал и арт-объект без авторства, который в спешке накреативила команда куратора события Марисабель (Марины Глуховой). Открытие мероприятия превратилось в абсурдный сумбур, свидетелем которого стал арт-обозреватель «МК».

Дом Мачтета.

Фото: Мария Москвичева

Главной точкой события был выбран исторический дом, находящийся почти в аварийном состоянии. Двухэтажное здание с затейливыми резными наличниками, построенное в первой половине XIX века, признано памятником архитектуры и имеет охранный статус. В 1891–1895 годах здесь жил революционер-народник, поэт Григорий Мачтет, автор известного стихотворения «Замучен тяжелой неволей», которое стало популярной песней в конце XIX века. Впрочем, о том, кто жил в доме, кем и когда он был построен, организаторы мероприятия не удосужились написать. За две недели до открытия «фестиваля», который планировалось провести еще летом, в историческом доме ударными темпами начали косметический ремонт, который закончили в последний момент. Заполнить комнаты искусством подвизалась экс-модель, а ныне галеристка Полина Аскери. Никакой специальной концепции выставки придумать она не смогла или не успела. Просто развесила работы художников по залам, не забыв, однако, указать цены на них. Количество нулей привело в шок местных жителей с копеечными зарплатами.

Кажется, Полина перепутала Зарайск с Cosmoscow, куда ее в этом году не пустили, и привезла в Зарайск все, что обычно показывает на ярмарках. Работы в основном попсово-интерьерные, есть забавные и с перчинкой. Так, Алексей Головин представил картины из шурупов, а Владимир Иванов — ярких Чебурашек и котенка Гава. На следующий день после открытия эти художники провели мастер-классы для детей, которые немного обалдели от изображений обнаженки и белочки с гранатой, представленных другими авторами. На сам вернисаж галеристка привезла шесть автобусов своих друзей с Рублевки, которые вчера кутили в клубе, а сегодня поехали проветриться в Зарайск. Дело хорошее, тем более, что тут такие ветра, что сносит. Но разве выставка не рассчитана местных жителей и простых туристов, которые вряд ли могут выложить 700 тысяч рублей за картину? Но, кажется, не для них, а для избранных на входе в дом Мачтета поставили два стога сена, которые на следующий день исчезли, и повесили бархатные шторы с рюшами в стиле цирка-шапито.

Полина Аскери.

Фото: Мария Москвичева

Присутствие «фестиваля» можно было заметить в еще одном месте на Советской улице. На 60-метровом фасаде жилого дома появился мурал под авторством Евгения Ches. Правда, оказалось, что художник работал не один, а группой, которая решила остаться в тени. У каждого из участников команды был свой взгляд, поэтому вышло, что часть рисунка в одном стиле, а часть в другом. Центральная часть граффити изображает бегущих бизонов, которые напоминают, что именно в Зарайске найдена фигурка животного, искусно выполненная рукой древнего мастера 23 тысячи лет назад. Скульптура эпохи палеолита стала сенсацией и хранится в местном музее на территории кремля. Мурал, который создавался так же стремительно, как и выставка в доме Мачтета, хотя бы связан с историей места и выполнен художниками. А вот кто делал гигантскую стопку из книг с именем Достоевского около кремля — осталось тайной. Объект больше похож на элемент благоустройства, чем на инсталляцию. Федор Достоевский провел детские годы в имении Даровое, что в 25 км от Зарайска. К осмыслению этого исторического обстоятельства стоило бы привлечь современных авторов, а не абы кого.

След Достоевского в Зарайске можно заметить и на деревьях, что окружают водонапорную башню. Стильный архитектурный объект начала ХХ века давно не используется по прямому назначению, теперь туда можно подняться, чтобы увидеть с высоты весь старинный городок. Деревья рядом с башней обмотали красной тканью с цитатой из романа «Подросток». Кстати, этот роман современники считали неудачей Достоевского и критиковали за «бесформенность» и «хаотичность», что можно сказать и о нынешней попытке культурной перезагрузки Зарайска.

К сожалению, многие исторические места, куда бы хотелось добавить жизни, остались не задействованы. Пустуют залы на этажах водонапорной башни. Прошли мимо дома-музея скульптора Анны Голубкиной, которая родилась и умерла в Зарайске. В художественной школе, названной в честь нее, есть выставочный зал, который можно было включить в программу, но не случилось. Филиал Музея Бахрушина, который отчаянно нуждается в реставрации, из-за чего там нельзя показывать подлинные вещи, мог бы стать одной из площадок, но нет. За последние пару лет город уже немного преобразился, а сейчас реставрируют храмы, благоустраивают набережную и улочки. В городе более 646 исторических зданий, и 90 из них имеют статус памятника. Современное искусство могло бы наполнить их новой жизнью. Но интеграция современности в историю должна быть уместной и масштабной, а не скомканной до частной вечеринки московской галеристки.

Источник: mk.ru

Похожие записи