Травмы звездной пары Большого Лантратова и Александровой легли в основу фильма

Травмы звездной пары Большого Лантратова и Александровой легли в основу фильма

Получился романтический видеодневник жертв травмы Ахилла

На фестивале «Послание к Человеку», проходящем в Санкт-Петербурге, состоялась премьера фильма «Временные ограничения» о звездной балетной паре, преодолевшей травму, после которой люди ходить не могут, не то что танцевать. И это не единственный пример стойкости тех, кто занимается искусством. Китаянка Лиза Ли сделала карьеру в Голливуде, дожила до 95 и не утратила интерес к профессии. 

Кадр из фильма «Временные ограничения».

Фильм-наблюдение «Временные ограничения» Ксении Гапченко, снятый по идее Андрея Денисова, — свидетельство того, как важно документалисту не упустить бесценные моменты жизни. 4 апреля 2019 на премьере балета «Зимняя сказка» в постановке английского хореографа Кристофера Уилдона в Большом театре произошло драматическое событие.  

Владислав Лантратов, исполнявший партию принца Флоризеля, неожиданно захромал и на одной ноге добрался до кулис. Занавес закрылся, объявили десятиминутный перерыв, после которого на сцену вышел вместо него бразильский танцовщик Давид Мотта Соарес из третьего состава. «МК» писал об этом событии. На том спектакле присутствовала жена Владислава, приглашенная балерина Большого театра Мария Александрова. Она и сама была в гипсе после полученной на репетиции травмы. Удивительно, но они стали парой после лондонских гастролей, где Мария получила свою первую травму по оплошности партнера. И тоже во втором акте, как это случилось с Владиславом. 

Что такое разрыв ахиллова сухожилия? Это хлопок и полное бессилие. Фильм Ксении Гапченко начинается с экранов мобильных телефонов Маши и Влада, как их тут называют. Маша сообщает, что Владика положили в больницу, он готовится к операции. И тут же он сам говорит, что все прошло хорошо.

Еще мгновение – и пара уже на сцене Большого, танцует в «Дон Кихоте». Ситуация, которую они пережили, из серии «нарочно не придумаешь». Он на костылях с забинтованной ногой. Она тоже в гипсе. У того и другого — разрыв ахиллова сухожилия, причем у Марии — во второй раз. В 2013-м у нее уже была подобная травма, но она смогла вернуться на сцену. 

Забинтованные, с костылями, они сидят на лавке. К ним подходит бродяга, просит 20 рублей, жалуется, что нет у него ни дома, ни семьи. Денег с собой нет, помочь Маша и Влад ничем не могут. А настойчивый незнакомец не унимается: «От меня уйдет только мертвый». Приходится на костылях спасаться бегством.  

Еще одна зарисовка. Несчастные затворники сидят дома после операции, которую делал тот же врач Алексей Балакирев, который уже оперировал Машу после травмы 2013-го. Он кажется грубым, не особенно щадит чувства пациентов, зато приучает их быть сильными. Снимая гипс, он объясняет Владу, что «хамить себе нельзя».

Владислав летел на сцене так, что не мог приземлиться. В его телефоне драматический момент зафиксирован. Теперь предстоит не только научиться заново ходить, но и танцевать. В фильме мы не раз слышим, что разрыв ахилла — серьезная физическая травма, которая буквально оглушает. Щелчок напоминает выстрел из пистолета. Тело тебе уже не принадлежит. Ты абсолютно беспомощен. Балет — это высокоинтеллектуальный спорт, спорт высоких нагрузок.  

Бытовые сцены сменяют архивные записи, где Влад Лантратов, еще мальчик, танцует на сцене. В больнице его узнает одна из пациенток, которая не может прийти в себя от счастья, что так близко увидела кумира. Спустя три месяца звездная пара оказывается на реабилитации в одной из немецких клиник. Мы словно идем по страницам ежедневника или дневника, прокручивая поэтапно весь путь, который героически прошли Мария и Владислав. 

После реабилитации — короткий отпуск в Париже, встреча с экс-директором балета Парижской национальной оперы Брижит Лефевр. Она произносит целый монолог во славу Марии, которой 41 год. Да, она покидает позиции ведущей солистки в балетной труппе, где работают танцовщицы 18–19 лет, но сейчас она как никогда женщина-индивидуальность.  «Ахилл — не бог, а ты — богиня», — скажет госпожа Лефевр. 

Через пять месяцев после травмы звездная пара начнет занимается пилатесом. Их обувь напоминает античные котурны, отсылает к театру кабуки. Краткая передышка перед новым сезоном в Щелыкове, где можно собирать грибы, заехать в гости к хореографу Владимиру Васильеву. Мудрый он человек, скажет, что в жизни бывает всякое, и этот непростой период многое прояснит, поменяет какие-то вещи. Он вспомнит, как его супруге и балерине Екатерине Максимовой после травмы спины сказали, что она не будет танцевать, дай бог, если будет ходить. А она еще столько лет танцевала. 

В сентябре 2019-го начинаются репетиции в Большом. А 20 января 2020 года у Владислава состоится первый после травмы спектакль «Щелкунчик». Мария Александрова впервые после реабилитации выйдет на сцену в Лондоне, и тоже в январе 2020-го. Станцует там «Кармен-сюиту». Все непросто. Она скажет мужу, что стопы совсем не готовы. Титры сообщают, что Мария вышла на сцену спустя 312 дней после травмы. Влад — спустя 252 дня. После этого они танцевали в Москве, Лондоне, Токио, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Астрахани и Дубае. Получился очень искренний фильм о силе духа человека, готового на все ради призвания, и важности поддержки, которую нашли герои фильма друг в друге. 

На «Послании к Человеку» еще несколько картин посвящены людям искусства. «В погоне за светом» китайского режиссера Чжан Тундао рассказывает о китайско-американской актрисе Лизе Лу, проработавшей 60 лет в Голливуде. Она родилась в Пекине, жила там, пока ее семья не эмигрировала в США. С юных лет Лиза увлекалась китайской оперой, а потом всячески ее пропагандировала в Америке. 

Лиза Лу в 60-е.

Уже выйдя замуж, имея семью, она решила стать актрисой. Удивительно, что муж не стал этому препятствовать. Лиза Лу снималась в «Последнем императоре» Бернардо Бертолуччи, «Вожделении» Энга Ли, работала с Вимом Вендерсом. Она не только член Американской киноакадемии, но входит в Голливудскую ассоциацию иностранной прессы и голосует за присуждение «Золотого глобуса». 

Когда снимался фильм о ней, ей было 93 года, сейчас — 95. Она с трудом передвигается, в дальнее путешествие отправляется в коляске, но при этом не теряет оптимизма. Одно удовольствие смотреть на нее. Лиза Лу рассказывает не только о себе, но больше о коллегах, азиатских актерах, сделавших блистательную мировую карьеру. Прежде всего — об Анне Мэй Вонг, имя которой появилось на голливудской Аллее славы первым среди азиатских звезд. За каждым из них – потрясающая история жизни.    

В игровой картине «Иволги, поющие в ивах» выпускницы Пекинской киноакадемии Дай Вэй по роману «Любовь у Западного озера» Ван Сюйфэн рассказывается о причудливых отношениях художника по вееру с двумя исполнительницами шаосинской оперы. Изысканное кино, увидеть которое кроме как на фестивале никакого шанса нет.   

Источник: mk.ru

Похожие записи