Три награды Азиатско-Тихоокеанской  киноакадемии  получили российские кинематографисты

Три награды Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии получили российские кинематографисты

Грузинский актер из Австрии Мераб Нинидзе и актриса и стоматолог из Бангладеш стали лучшими в актерской номинации

В четырнадцатый раз в Брисбене на Золотом побережье Австралии вручили премию Asia Pacific Screen Awards (APSA), которую часто называют азиатским «Оскаром». Присуждается награда за достижения в области кино Азиатско-Тихоокеанского региона, объединяющего 70 стран. Две награды получили российские картины. За лучшую мужскую роль отмечен Мараб Нинидзе в «Деле» Алексея Германа-младшего. А «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского стал лучшим анимационным фильмом. Третья награда вручена  продюсеру Сергею Сельянову за выдающийся вклад в азиатско-тихоокеанский кинематограф. 

Мераб Нинидзе и Александра Бортич в фильме «Дело»

Удивительное дело, но у нас крайне мало знают об этой престижной премии,  как, впрочем, и о наградах Европейской киноакадемии. На слуху только американский «Оскар». А ведь его азиатский аналог охватывает огромную территорию. Это  Австралия, Индия, Камбоджа, Новая Зеландия, Индонезия, Япония, Израиль, Иран, Корея, Китай,  Шри-Ланка, Таиланд, Турция, Россия… И на этой территории живут около  4,5 миллиарда человек. На ее долю приходится  половина мирового кинопроизводства, да еще какого. 

Ежегодно в поле зрения Азиатской киноакадемии, насчитывающей более 1000 членов, оказываются российские картины.  Среди лауреатов прежних лет — Андрей Звягинцев, трижды получавший награды в Австралии («Елена», «Лефиафан», «Нелюбовь»), Алексей Герман-младший («Под электрическими облаками»), Георгий Данелия и Татьяна Ильина («Ку! Кин-дза-дза»), операторы Петр Духовской и Тимофей Лобов («Мешок без дна»), актеры Надежда Маркина («Елена» ) и Александр Яценко  («Аритмия») .

В нынешнем году в числе победителей – десять фильмов из одиннадцати стран. Главную награду как лучший фильм получил «Герой»  иранского режиссера Асгара Фархади,  созданный Ираном и Францией. Номинировался в этой категории и  российский «Простой карандаш» Натальи Назаровой – великолепная картина, которая совсем незаметно у нас прошла и только на фестивале «Окно в Европу» в Выборге ее по достоинству оценили. 

В категории «Лучшая актриса» была представлена Валентина Романова-Чыскыырай из Якутии с фильмом «Пугало», но награду получила   актриса из Бангладеш  Азмери Хак Бадхон, сыгравшая  в фильме «Рехани Марям Нур» (Бангладеш – Катар — Сингапур). Любопытно, что у нее  медицинское образование и степень бакалавра стоматологической хирургии. А путь в кино  начался с участия в конкурсе красоты. Азмери Хак Бадхон — не единственный дантист в кино. Роль Микеланджело в картине Андрея Кончаловского исполнил итальянский актер Альберто Тестоне,  до этого работавший стоматологом и  занимавшийся выравниванием зубов своих пациентов. 

Азмери Хак Бадхон в фильме «Рехани Марям Нур»

За лучшую мужскую роль в Брисбене отметили, выбрав из пяти претендентов, много лет живущего в Австрии грузинского, а некогда советского актера Мераба Нинидзе. В «Деле» Алексея Германа он сыграл профессора, специалиста по литературе Серебряного века и творчеству Мандельштама. Он  обвинил мэра провинциального городка в краже. В результате сам стал фигурантом дела о растрате и был отправлен  под домашний арест.  В  международном варианте картина Германа так и называется  — «Домашний арест». 

Фильм снимался во время пандемии, когда границы были закрыты, и только благодаря содействию Михаила Швыдкого удалось добиться разрешения на приезд в Россию Мераба Нинидзе. 

Международное жюри оценило его работу как  «экстраординарную в  острой сатире на политические репрессии, где немыслимым образом сочетаются храбрость, гнев и горький юмор». В резюме жюри говорится, что, несмотря на то, что действие ограничено рамками  небольшой квартиры, фильм демонстрирует безграничные возможности виртуозного актерского мастерства. С ответным словом выступил режиссер фильма Алексей Герман, находившийся в тот момент  в России, как и  другие участники церемонии, ее лауреаты и номинанты. Для него это не первая награда Азиатско-Тихоокеанской академии. Картина «Под электрическими облаками» уже побеждала в Австралии. Алексей Герман сказал, что вся группа абсолютно счастлива, и то, что у Мераба Нинидзе — тонкая и пронзительная роль.  Это уже их третья совместная работа после картин «Бумажный солдат» и «Под электрическими облаками».  

В составе международного жюри трудились: Аннмари Джасир из Палестины, директор Сиднейского кинофестиваля Нашен Мудли, фотохудожник, сценарист и режиссер Суни Тарапоревала из Индии, президент кинокомпании Haven Pictures и директор фонда для начинающих кинематографистов Китая Дженет Ву. Возглавлял судейскую команду  французско-вьетнамский кинематографист Трен Анх Ханг.  

Андрей Хржановский снял лучший анимационный фильм.

Фото: Светлана Хохрякова

Награду за лучший полнометражный анимационный фильм получил российский классик Андрей Хржановский. Свою многострадальную картину  «Нос, или Заговор «не таких»  он создавал, можно сказать, всю жизнь. Его  благословил еще Дмитрий Шостакович. 

В этой категории работы оценивало жюри, на которое возложили просмотр анимационных и документальных картин, а также фильмов молодых режиссеров. Президентом жюри стал  Анока Сувичакорпронг из Таиланда. Вместе с ним работали: редактор и корейский спецкорреспондент  одного из самых престижных киножурналов мира  Screen International  Жан Но и мультипликатор из Новой Зеландии Энтони Элворси.  

В заявлении жюри говорится: «Нос, или Заговор «не таких» выделяется неординарностью и  пронзительным посланием. «Нос» —  очень необычный  фильм, виртуозно сделанный  в традиционной анимационной технике с оттенком постмодернизма. Сочетая актерскую игру с архивными видеоматериалами, коллажем и рисованной анимацией, а в  некоторых моментах показывая аниматоров за работой, фильм сам по себе напоминает коллаж. Он не только воспевает русскую литературу и театральное искусство, но  рассказывает о том, через какие трудности  пришлось пройти людям искусства в темные годы советской истории. Фильм «Нос» — дерзкое и горькое отрицание тирании».

В ответном слове Андрей Хржановский, находившийся у себя дома, на английском языке поблагодарил жюри за высокую оценку картины: «Для меня это огромная честь. Очень важно, получить приз именно в Азии, поскольку ее культура феноменальна. Я желаю всем людям в непростые времена пандемии здоровья и процветания».

В одной номинации с «Носом» была представлена и  великолепная анимационная картина  «Где Анна Франк» израильского режиссера Ари Фольмана, которую продюсировал  Александр Роднянский. Конкуренцию им составили мультфильмы из  Южной Кореи, Японии, Саудовской Аравии и Египта. 

Продюсер Сергей Сельянов отмечен самой престижной наградой Азиатской киноакадемии.

Фото: Светлана Хохрякова

Награду за выдающийся вклад в азиатско-тихоокеанский кинематограф вручили   российскому продюсеру Сергею Сельянову. Вступительную речь в честь лауреата произнес президент  FIAPF Луис Альберто Скалелла. Он назвал  российского коллегу творцом правдивых историй. Работа лауреата, по его мнению, лишний раз подтверждает ключевую творческую роль продюсера в современном кинопроизводстве. Скалелла также  отметил  активную деятельность Сельянова как руководителя российской Ассоциации продюсеров кино и телевидения.  

Сергей Сельянов в ответ произнес небольшую речь: «Для меня эта награда – итог десятилетней деятельности на посту президента Ассоциации продюсеров кино и телевидения и тридцатилетней работы в киноиндустрии в качестве продюсера и основателя компании «СТВ». Всю свою жизнь  старался служить киносообществу,  обеспечивать свободу самопроявления создателям фильмов. Девиз нашей компании – дать сотне цветов распуститься. Мы делаем все, чтобы российские кинематографисты экспериментировали, создавали разножанровые картины, искали новые пути без опасения».  

Сергей Сельянов участвовал в создании более 140 фильмов, удостоенных наград во всем мире. Среди его недавних достижений – «Купе номер 6», созданное совместно с кинематографистами Финляндии и получившее Гран-при Каннского кинофестиваля. 

Киноакадемия не ограничилась церемонией вручения наград и проводит в эти дни в третий раз форум «Азиатско-Тихоокеанский экран», который продлится до  16 ноября.

Источник: mk.ru

Похожие записи