ПОСЛЕДНЕЕ
В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик

В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик

К 130-летию поэта Федор Малышев поставил спектакль с обнаженным пианино

Спектакли к 130-летию Владимира Маяковского появляются один за другим, и это весьма редкий случай такого дружного отклика на дату. Федор Малышев поставил на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» литературно-музыкальную композицию «Маяковский. Послушайте». На пустой сцене два актера и сам режиссер за оголенным фортепиано. Чуть больше часа им понадобится для того, чтобы рассказать о жизни поэта.  

Фото: Пресс-служба театра / Елена Юнина

Федор Малышев — актер, состоит в труппе театра десять лет,  успел за это время сыграть немало ролей, включая Треплева в «Чайке», Глумова в «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Коровьева в «Мастере и Маргарите», который сам же и поставил вместе с женой и актрисой Полиной Агуреевой. И это не единственный его спектакль в «Мастерской…». Были «Смешной человек» по Достоевскому, «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина, благо худрук театра Евгений Каменькович позволяет актерам «пробы пера» в режиссуре. А Федоров учился на курсе Каменьковича и Крымова в  ГИТИСе, а недавно  Высшие курсы сценаристов и режиссеров окончил, мастерскую Владимира Фенченко и Павла Финна. 

Тесный зал, где когда-то шли «большие» спектакли в постановке Фоменко. Теперь это трудно себе представить — настолько камерное пространство, с трудом вмещающее троих. У колонны — пианино с открытым остовом, так что можно увидеть  молоточки, их удары по струнам. На экране — черно-белые фото и кадры. На них — Маяковский, Лиля и Осип Брик, другие герои. Видеоряд как фон, на себя внимание не перетягивает, не вторгается в действие.  

Фото: Пресс-служба театра / Елена Юнина

По биографии Маяковского бежим рысцой вместе с актерами  Анатолием Анциферовым и Павлом Яковлевым — оба щукинцы, из стажерской группы театра. Они в черной будничной одежде, брюках со спущенными подтяжками и напоминают мейерхольдовских слуг просцениума. Жизнь такая — все лаконично, кратко, как в телеграм-канале. Звучат стихи, фрагменты из переписки Лили Брик. Она —   «твоя Киса»,  Маяковский — «твой Щен».  Следуя автобиографии «Я сам», вспоминаем грузинское детство поэта, раннюю смерть отца, ушедшего на тот свет из-за укола иголки и последующего заражения крови. Далее — переезд с матерью и сестрами в Москву, учеба, художественное училище, Бутырская тюрьма, где Маяковский провел несколько месяцев и писал стихи, начало войны, повестка, знакомство с Давидом Бурлюком, зарубежные поездки, открытие Америки… 

Маяковский двоится. Молодой — Анатолий Анциферов, взрослый — Павел Яковлев. Они же два в одном, в постоянном диалоге, диалоге с самим собой. Портретного сходства — ноль. Поэт скорее напоминает Владимира Ленина и в итоге в него окончательно перевоплотится под строки: «Я себя под Лениным чищу». Ленин потом трансформируется в Лилю Брик — непривлекательную, с венчиком  мужских пальцев над головой, вечно требующую заморских подарков. Актеры меняют лики,  становятся самыми разными персонажами, с которыми Маяковского сводила  судьба. Смех зала вызывает Горький, который горько (а как еще!) плачет, уткнувшись в штаны Маяковского. И сам поэт — то «не мужчина, а облако в штанах», то Будетлянский силач из оперы «Победа над Солнцем». 

Фото: Пресс-служба театра / Сергей Петров

И вот уже старший Маяковский принимает образ Олега Баяна из «Клопа», учит младшего: «А вы, товарищ Присыпкин, легкой разведкой лифчик обнаружьте и, как будто для отдохновения, большим пальчиком упритесь, и даме сочувствие приятно, и вам облегчение…» Вспомнился Андрей Миронов в этой роли в Театре сатиры, то, как грандиозно один играл эту сцену в своих концертах по стране. И до сих пор этот дивертисмент вызывает бурную реакцию зала. Маяковский жив.   

Источник: mk.ru

Похожие записи