В Москве показали неизвестные работы математика Александра Константинова

В Москве показали неизвестные работы математика Александра Константинова

Поэзия ошибок в системе нелинейных случайностей

В Крокин галерее открылась выставка Александра Константинова «Формируя пейзаж», где представлена ранняя графика и живопись 1980-х годов из семейного архива. Большинство из этих работ прежде никогда не показывались. Они открывают малоизвестную, но принципиально важную страницу жизни художника, когда он еще писал «в стол» и был профессором математики, только нащупывая свой фирменный стиль, который позже переродится в большие арт-объекты, пространственные инсталляции, архитектуру. Выставка приурочена к 70-летию Александра Константинова, который скончался четыре года назад, и предваряет еще два юбилейных проекта — в «ГЭС-2» и Третьяковке.

Поэзия ошибок в системе  нелинейных случайностей

Картина без названия. 1985 год. Холст. Масло. Фото: Представлено Крокин Галереей

Доктор математических наук, профессор кафедры прикладной математики Московского университета электроники и математики Александр Константинов рисовал с детства, но только в конце 1970 — начале 1980-х его тяга к искусству начала выходить за рамки потаенной «подпольной» страсти. Тогда он только искал свой творческий метод. На выставке «Формируя пейзаж» мы как раз можем проследить движение мысли художника-математика. Спустя несколько лет, в 1987-м, он войдет в творческое объединение «Эрмитаж», с 1988-го начнет выставляться, а после перестройки создаст свои эфемерные пейзажи, вписанные уже в реальное городское или парковое пространство. Его монументальные «штриховки-вышивки» будут воплощены в серии оригинальных остановок в Японии, окутают два здания Пушкинского музея, появятся на частном музее в Австрии, выльются в целый ландшафтный парк размером 6,5 га с выставочными павильонами и скульптурами в штате Массачусетс — и много где еще. Константинов будет выставляться в ГЦСИ, ГМИИ имени Пушкина, Третьяковской галерее и еще больше работать за границей — во Франции, Люксембурге, Австрии, Швейцарии, США, Японии. Его минималистский графический стиль войдет в историю искусства, но это будет потом.

— Меня часто спрашивают: как Саша, будучи математиком, стал художником? — говорит «МК» вдова мастера Наталья Константинова. — На самом деле вопрос надо ставить ровно наоборот: как он стал математиком? Саша родился художником: в 6 месяцев ему дали карандаш, и с тех пор ребенка никто не слышал — он все время рисовал, лепил, был занят творчеством. Потом попал в математическую школу, хотел поступать в архитектурный, но ему показалось, что в то время архитектура была нетворческой специальностью. Поэтому пошел в математики. Академик Виктор Маслов как раз готовил «трудовой резерв» — он отобрал самых талантливых ребят и учил их в спецгруппе по особой программе в Московском университете электроники и математики. А потом большая часть группы осталась работать на кафедре. Математика по тем временам была тем редким занятием, которое позволяло работать дома. Он, конечно, ходил в университет читать лекции, но больше работал удаленно и все время рисовал.

— Как появился цикл, представленный на выставке «Формируя пейзаж»?

— Цикл был сделан под влиянием Джорджо Моранди, чья выставка состоялась в Пушкинском музее в начале 1970-х. Многие художники были под большим впечатлением от нее, в том числе и Саша, но офорты Моранди он воспроизводил в своем видении — тушью от руки. Из этой гравюрной техники вышли все его последующие приемы, когда он рисовал, как он говорил, «на городе». Эту живопись и графику Саша никогда не показывал

Александр Константинов исследовал человеческий интеллект, используя для этого «систему нелинейных случайностей», описанную в его математической диссертации. Его работы очень графичны и минималистичны, но только на первый взгляд может показаться, что они сделаны по линейке. Стоит чуть присмотреться — и налицо так называемая поэзия ошибки. После той ранней пейзажной серии Константинов напишет цикл, где между четких линий проскакивают огрехи, неровности, пятна. «Саша специально рисовал не по линейке, делая линию дрожащей, изучая пространство человеческого мышления, которому свойственны ошибки», — поясняет Наталья.

На выставке легкими линиями, в которых есть и четкая геометрия, и неровные вибрации жизни, начертано немало пейзажей с деревьями, которые напоминают облачные наваждения. Такие деревья, только высотой в несколько метров, недавно появились в парке Малевича, уже после смерти художника (а первые графические деревья в форме объектов Константинов воплотил в 2010-х годах). К весне еще один арт-объект Константинова установят на этой территории. Так идеи художника, рождавшиеся в советское время, все еще прорастают в архитектурные шедевры, поражая своей лаконичностью, актуальностью, живым преломлением идей конструктивизма в современной форме.

Источник: mk.ru

Похожие записи