Вокруг «Троицы» и других шедевров Рублева сгустился туман неясности

Вокруг «Троицы» и других шедевров Рублева сгустился туман неясности

РПЦ и Минкульт заявляют, что с древней иконой все в порядке, но пока подтверждают это ничем

«В Багдаде все спокойно» — примерно такой крылатой фразой из известного фильма успокаивают нас последние дни РПЦ и Минкульт в отношении состояния «Троицы» Рублева. Но тут, как и в песне: «Снова пыль стоит столбом – ищут все царевну Будур». Никаких документальных подтверждений тому, что с хрупкой иконой все в порядке, нет.

Где рентгенограммы, макросъемка и другие данные, которые могли бы подкрепить слова чиновников? Когда реставраторы били тревогу начнет состояния памятника, это не были пустые слова: каждое утверждение можно было проверить, изучив результаты обследования.

Можно ли верить успокоениям и почему молчат о других шедеврах Рублева, судьба которых вызывает опасения, разбирался «МК».

РПЦ и Минкульт заявляют, что с древней иконой все в порядке, но пока подтверждают это ничем

Фото: Наталия Губернаторова

«Реставрационный совет при Минкультуры России рассмотрел мероприятия по сохранению «Троицы», — заявило культурное ведомство. Все мероприятия сводятся к ежедневному наблюдению за состоянием памятника XV века, который, согласно сообщению Минкульта, «находится в помещении с постоянным, оптимально подобранным климатом», а условия для хранения иконы «созданы прозрачные».

В совете, который отнюдь нельзя назвать расширенным (хотя именно такой был анонсировал ранее), вошло около десяти человек, в том числе директор Третьяковки Елена Проничева, главный хранитель ГТГ Лидия Гладкова, директор Реставрационного центра Грабаря Дмитрий Сергеев, первый замминистра культуры Сергей Обрывалин и глава правового управления патриархии игумения Ксения (Чернега).

Она, кстати, сделала отдельное заявление о «Троице» еще до совета, сообщив, что иконе «реставрация не требуется», и что она в «хорошем состоянии». Накануне совета «Троицу» в Реставрационном центре Грабаря навестил Патриарх Кирилл, Чернега как раз его сопровождала. То есть две стороны, которые, согласно подписанному в июле договору, несут ответственность за памятник, утверждают, что все в порядке. Будем надеяться, что так.

Правда, смущает отсутствие расширенных комментариев и данных обследования. Поэтому выражение «прозрачные условия» пока звучит туманно. Особенно на фоне тревожной информации, что звучала ранее.

В сентябре неназванный источник, утверждал, что в ходе последних исследований на иконе выявлено более 80 новых изменений. Если суммировать отчеты, опубликованные за последние полтора года, выходит, что у иконы накопилось более 150 новых «болячек». Не случайно летом в Институте искусствознания специалисты несколько часов обсуждали состояние «Троицы» и ее дальнейшую судьбу, подкрепив свои тревоги данными. Причем в том собрании участвовали десятки ведущих экспертов со всей страны. И были более убедительны, нежели успокоительные, но довольно абстрактные фразы, которые официальные лица говорят сейчас.

Впрочем, после этого совета должен быть следующий — и не один. По крайне мере, это обещает Реставрационный центр Грабаря в своем заявлении 3 ноября. Может быть, по итогам этих заседаний мы получим более подробный отчет о состоянии «Троицы».

Что действительно успокаивает, так это то, что, похоже, Минкульт и РПЦ договорились о том, что «Троица» пробудет на «отдыхе» около года, и ее переместят в Троице-Сергиеву лавру, только когда там будут созданы надлежащие условия. А это капсула с климат-контролем и, возможно, специальное помещение с особыми условиями, как рекомендуют искусствоведы и реставраторы.

Меж тем, мало кто говорит о судьбе других шедевров Рублева, ситуация с которыми не менее туманна. Например, о фресках в Успенском соборе во Владимире, созданных великим иконописцем вместе с Даниилом Черным в 1408 году.  

Реставрация не помогла спасти росписи, что находятся под охраной ЮНЕСКО, а, наоборот, усугубила ситуацию, утверждал еще в 2016-м году реставратор высшей категории Александр Скворцов.

Работы по реставрации собора закончились в 2018-м, но уже тогда было ясно, что многое сделано не так. Поэтому в прошлом году началась подготовка нового проекта реставрации и прошло очередное научное обследование как самого здания ХII века, так и фресок.

В октябре этого года проектная документация легла на стол Минкульта. Ее теперь должен рассмотреть и утвердить экспертный совет при ведомстве. Когда он может это сделать, а главное, когда на эти необходимые работы могут выделить бюджет – неясно. Снова туман.

Проблема сохранения фресок стоит даже острее, чем икон, ведь их нельзя поместить в климатическую витрину. Чтобы не потерять «Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Черного, нужно превратить весь Успенский собор в такую капсулу ТВР (температурно-влажностного режима). Это реально, если установить датчики автоматического климат-контроля, которые будет реагировать на изменения температуры и влажности в древних стенах в зависимости от того, сколько в соборе людей, горящих свечей и иных факторов, которые влияют на атмосферу.

Будем надеяться, что такой вариант предложен в проекте реставрации Успенского собора. Однако деталей того, как собирают восстанавливать один из самых древних храмов России после недавней неудачной реставрации, опять же нет.  

Источник: mk.ru

Похожие записи