Возрожден еще один утраченный шедевр Дзиги Вертова

Возрожден еще один утраченный шедевр Дзиги Вертова

Молодого Сталина в «Истории Гражданской войны» не досчитались

В истории мирового кино немало исчезнувших фильмов. Среди них до недавнего времени были и картины Дзиги Вертова. Благодаря талантливому историку кино Николаю Изволову шедевры постепенно возвращаются. На воссоздание «Истории гражданской войны» Вертова потребовалось два года.

Кадр из фильма «Гражданская война» Дзиги Вертова

Имя Дзиги Вертова известно во всем мире. На его фильмах и находках учатся кинематографисты всего мира. «Человек с киноаппаратом», первый документальный  звуковой  фильм в СССР «Симфония Донбасса», один из первых советских анимационных фильмов «Советские игрушки» — все это классика, детально разобранная. Вертов  был  первопроходцем,  применив эффект замедленного действия, обратную съемку, когда время идет в  обратном исчислении, метод  скрытой камеры и жизни врасплох.  Он был молод и бесстрашен, снимал себя  во время прыжка  с высоты,  ложился  под колеса мчащегося поезда ради уникального кадра. . 

«История гражданской войны» создавалась  Дзигой Вертовым 100 лет назад. Фильм показали   на III-ем съезде Коминтерна, а  потом он исчез и все эти годы считался утраченным. Сам Вертов ничего не знал о его судьбе. А  зафиксировал он ключевые события  и главных участников гражданской войны в России  1918-1922 годов. 

Три года назад Николай Изволов  восстановил  утраченный фильм Вертова «Годовщина революции»  1918 года.  Вернул его миру, можно сказать, благодаря случайной находке — документу,  содержащему  интертитры, которые вклеивались   между кадрами, а потом просмотрел  в архиве  десятки картины 1917-1918 годов и обнаружил  фрагменты Вертова. Вдохновленный успехом, рассчитывал на то, что  сумеет  восстановить и  «Историю гражданской войны». Но все  оказалось  сложнее. 

«Проблема в том, что у «Годовщины революции» было несколько десятков копий, — рассказывает Николай Изволов. — А «История гражданской войны» делалась, видимо в одном экземпляре. Я долго искал литературные источники, которые позволили бы мне создать план, на который можно опереться при восстановлении фильма». Что-то удалось ему найти  в Красногорском архиве,  кабинете советского кино во ВГИКе. Трудность  заключалась и в том, что Вертов  был  совсем  молодым, ему было чуть больше двадцати лет,  можно сказать,  мальчиком на побегушках,  как говорит Николай Изволов. Дзига занимался делопроизводством,  организацией съемок, показывал кино детям в кинопоезде. Не было особых оснований хранить его работы. Не классик же. К тому же первый архив  кинофотодокументов появился только  в 1926 году. А Вертов к тому времени успел снять  восемь фильмов. 

«Они хранились на складах киностудий, — рассказывает Николай Изволов. – И когда другим режиссерам нужно было достать какой-то кусочек с Лениным или Троцким, они вырезали его из старых пленок и вставляли в новые. И сам Дзига Вертов так поступал. Авторского права не было».  К концу 20-х «История гражданской войны» была за ненадобностью разукомплектована.  

Любопытно, что кое-что ценное Николай Изволов нашел на сайте Австрийского музея кино. Оказывается, Александра Коллонтай, будучи послом СССР в скандинавских странах, увезла с собой часть  советской хроники . Благодаря этому  раритеты сохранились   в архиве шведского радио и в Дании. В  наше время их   обнародовали  в Вене. Но не всякий специалист сумел бы распознать сокровища . Для этого надо обладать интеллектом   и интуицией Николая Изволова. Он увидел искомый материал в одном из их роликов  с эмблемой  датского архива, связался с коллегами и получил нужный фрагмент. 

Кадры из фильма «Гражданская война» Дзиги Вертова

Но лакуны остались. Нет в восстановленной версии «Истории гражданской войны» эпизодов «Бой под Царицыным» с участием  молодого Сталина, «Входа Красной армии в Одессу и в Крым» с участием Фрунзе. Но чудеса случаются. Возможно, и эти фрагменты  найдутся.  

У Вертова было пять-шесть операторов. Этого мало, чтобы охватить всю войну. Нет, например, материала о покушении на Ленина. Но случались и сюрпризы. В поле зрения оператора Новицкого, работавшего с Вертовым, попал мятеж анархистов на Малой Дмитровке и только потому, что он жил рядом. Вышел на улицу, увидел нечто интересное, вернулся домой за камерой и зафиксировал ценное  свидетельство эпохи. 

Один из первых кадров «Истории Гражданской войны» — залегшие на обочине солдаты. Их двое. Шинели перекинуты через плечо. Они наблюдают за раскатами вдали. Что-то взрывается, стоит дым. И невероятную нежность ощущаешь к этим людям, попавшим в молох войны. Они как песчинки — в любой момент могут превратиться в тлен.  

Звучат слава в честь погибших на революционном посту – и десятки гробов заполняют экран. На белый террор мы отвечаем красным террором. С трибуны выступает Троцкий. Летучий пулеметный отряд, трибунал, повстанческие отряды Махно, привычно называемого батькой. А какой он батька? Молодой и кудрявый, можно сказать, бравый красавец. 

Колонны беженцев идут за своим нищим скарбом. Освобожденных граждан призывают к свободному и радостному труду. Идет азербайджанская пехота, освобождают  Баку. Ребенок в обмотках дивится на происходящее. Но детей и женщин в кадре мало. Война – мужское дело. Разоренная земля,  блокада Бердянска, сгоревшая пристань… Страшные и будничные  картины войны. Всегда одни отдают других на заклание во имя призрачных целей. 

Адмирал Колчак строго смотрит с экрана. Мы часто не знаем, как выглядят многие фигуранты тех событий, как не знали их в свое время и массы людей, поскольку газеты не выходили.  

В часы отдыха бойцы стригутся  и бреются посреди торжища. Ни минуты уединения, всегда на миру, под открытым небом. Верблюды впряжены в телеги вместо лошадей. Мелькают города  — Казань, Пермь,  Киев, Керчь.  Идет отправка новых частей. Пленные белогвардейцы, мусульманский отряд. Улыбающийся Киров. Переправа через Днепр. Линкорн Петропавловска.  Воины в белых халатах, чтобы не выделялись на льду. Братская могила у собора.  На улицах работают санитары, убирают трупы. На всего это равнодушно глазеет  молодая баба. Один солдат смотри в камеру, словно заглядывает в вечность.  

Слов не надо. Кадры красноречиво обо всем говорят. Раньше немые ленты сопровождал голос грамотного человека, способного зачитать титры для неграмотных. В восстановленной версии постоянно звучит музыка. Она создает тревогу, которая и без того не отпускает. Слишком все горячо и злободневно,  и это настоящий  шок. Дзига Вертов и теперь живее всех живых. 

Источник: mk.ru

Похожие записи