ПОСЛЕДНЕЕ
Япония решила побить рекорд меткости по прилунению

Аппарат SLIM должен прибыть на земной спутник в точно заданное место под новый год

На Луне скоро будет не протолкнуться. Не успел 23 августа прилуниться аппарат индийской миссии «Чандраян-3», как туда же, только не к Южному полюсу, а ближе к экватору направился японский лунный модуль SLIM.

Фото: JAXA

На фоне долго ожидаемой всеми посадки российского аппарата, а затем тяжелого переживания после его падения, сообщение Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) о том, что их лунник летит всего лишь в качестве полезной нагрузки, выглядит просто удивительно. Несмотря на то, что SLIM (Smart Lander for Investigating Moon — «Умный посадочный модуль для исследования Луны») должен стать для японцев первым лунным аппаратом на Луне, они относятся к нему как-то по-рабочему просто, как будто отправляют такие каждый день. Если быть точнее, две предыдущие миссии – спутник OMOTENASHI и модуль HAKUTO-R были отправлены Японией к нашему спутнику в прошлом году, но оба завершили свой путь неудачно. Теперь – новая попытка.

Ракета H-IIA, на борту которой в космос отправились рентгеновский телескоп XRISM и лунный SLIM в придачу, стартовала 7 сентября в 2.42 по московскому времени с площадки Космического центра Танэгасима. Стартовала с задержкой на 10 дней, – из-за погоды. Оба аппарата были успешно выведены на свои орбиты.

Сначала – несколько слов о телескопе XRISM. Ученые надеются, что он разгадает множество загадок Вселенной за счет уникальной тонкой рентгеновской спектроскопии. В частности, он сможет лучше «разглядеть» очень горячий ионизированный газ в скоплениях далеких галактик и понять, как они эволюционируют, также есть надежда изучить поведение материи у горизонта событий черных дыр.

Что касается SLIM, он должен приблизиться к Луне через 3-4 месяца, а затем еще через месяц мягко прилуниться в кратере Шиоли (на восточной стороне более крупного кратера Кирилл) на видимой стороне Луны. Сам Шиоли имеет диаметр 300 метров, а точность посадки, если она получится у специалистов Страны восходящего Солнца, будет рекордной — 100 метров (для примера, у «Луны-25» и у индийцев была заложена погрешность в пределах 3 км).

Итак, станет ли Япония пятой страной (после СССР, США, Китая и Индии), которой удастся мягко посадить свой аппарат на Луну, мы узнаем под самый Новый год. А пока разберемся, что нового, кроме мягкой посадки, может привнести в космическую науку SLIM.

Во время спуска он будет оснащен системой распознавания особенностей местности, – это поможет избежать столкновения с крупным камнем или скатывания с горки. После посадки из станции буквально выкатятся два «льва», то есть два крошечных лунохода «LEV-1» и «LEV-2». Первый будет мягко пружинить по поверхности, второй менять форму при движении. Предполагается, что «LEV-1» будет наделен способностью переправлять снимки поверхности Луны прямо на Землю, минуя базовый посадочный аппарат.

Напомним, что несколько дней назад, на Южном полюсе Луны «уснул» на время наступившей двухнедельной лунной ночи индийский аппарат «Прагьян» (Познание). За две недели бодрствования он передал на Землю данные о составе грунта и измерил его температуру, которая оказалась почти в три раза теплее, чем ранее считали ученые. А именно доходила до 70 градусов Цельсия.

По словам главного научного сотрудника лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН Александра Базилевского, этот результат вполне может быть объясним тем, что термощуп индийского аппарата измерял температуру в месте, которое было прикрыто самим посадочным аппаратом. Он экранировал выброс тепла, отчего температура и оказалась такой высокой. Однако считать, что вся поверхность Луны может нагреваться до 50-70 градусов, по мнению ученого, не следует.

Что касается химических элементов, по тем данным, которые были опубликованы в индийской прессе (полный научный отчет пока не опубликован), индийский аппарат Америки не открыл. На Луне, по имеющимся данным, нашли признаки серы, алюминия, железа, – всего того, что и раньше обнаруживали  приборы других стран.

Все ждали от аппарата, который сел на Южном полюсе Луны подтверждения того, что там есть вода. Однако водорода — главного признака воды — индийцы не нашли. Оказывается, это и не предполагалось, потому что  приборы, установленные на «Прагъяне»,  не были рассчитаны на исследование под поверхностью грунта, где можно обнаружить водород. Это «способен» был сделать наш активный детектор нейтронов и гамма-лучей АДРОН, установленный на «Луне-25», но она, к сожалению, не смогла доставить его до места назначения.