Ученые стран БРИКС обсудили экологический шантаж со стороны западных стран

Ученые стран БРИКС обсудили экологический шантаж со стороны западных стран

В Карелии завершилась первая в истории научно-практическая конференция союза пяти государств

Смогут ли страны БРИКС, объединившись, выработать свой путь в деле защиты экологии, сохранения биоразнообразия, а также общую стратегию адаптации в условиях меняющегося климата, – об этом шла речь на первой научной конференции союза. Она проходила в Карельском научном центре РАН, в Петрозаводске. Корреспондент «МК» присутствовала на основных ее секциях. 

Руководитель Карельского научного центра РАН Ольга Бахмет приветствует участников первой научной конференции БРИКС. Фото: «Научная Россия» Елена Либрик

   Напомним, что в настоящее время в международный союз БРИКС входит Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. С 1 января 2024 года в объединение собираются вступить Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Меняющийся мир требует повышения научного потенциала стран, в частности в области рационального природопользования. Это и обсуждали присутствовавшие на встрече ученые и политики из Совета Федерации, МИДа, руководства республики Карелия.

  Главный вопрос касался того, как противостоять угрозе, которая, безусловно, рано или поздно коснется всего человечества, – глобальному потеплению. Есть и другие  проблемы, которые привнесены человеком. Это загрязнение природы путем нерационального использования ресурсов, халатного захоронения радиоактивных отходов, сокращения биоразнообразия видов.

«Я принадлежу к тому поколению, которое помнит, как постепенно внедрялся пластик в нашу жизнь, как на него переводилась вся бумажная упаковка, и как все радовались, что это гигиенично, дешево и практично, – говорит первый зампред Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Владимир Чижов. – И что оказалось: биологи утверждают, что через некоторое время каждая рыба в водах мирового океана будет иметь неприемлемое содержание пластика в организме!»

С «пластиковой» рыбой все понятно: надо ее спасать, причем как можно скорее, иначе всем нам скоро придется распрощаться с вкусными рыбными блюдами по причине их неудобоварения.

А вот, к примеру, по поводу избавления от двигателей внутреннего сгорания ученые пока не пришли к единому мнению — по крайней мере, на ближайшие десятилетия, Этот вопрос, по мнению Чижова, тесно завязан на политике и экономике. Представители развитых западных стран настаивают на прекращении использования углеводородов уже в ближайшие десятилетия, однако развивающиеся страны так называемого большого Юга окажутся после этого еще в более тяжелом экономическом положении, чем сейчас, поскольку переход к «зеленой» энергетике требует времени и вложения капиталов.

Требуя незамедлительного перехода к зеленой энергетике, отказывая миру в использовании более доступных и дешевых энергоносителях: нефти, угля, газа и даже атомной энергетики, западные политики, по словам Чижова,  просто игнорируют долгосрочные прогнозы изменения климата и прихода нового ледникового периода, о котором говорят все больше и больше ученых. 

«Борьба за экологию входит в прямое противоречие с экономическим ростом и улучшения качества жизни населения ряда стран, – резюмирует политик. – При этом те же страны коллективного Запада без зазрения совести экспортируют в страны глобального Юга все больше грязных технологий, а потом предлагают их же за это обложить дополнительным налогом. Чего здесь больше –  недобросовестной конкуренции или прямого политического давления, –  это вопрос дискуссионный,  но это точно не забота об окружающей среде».

 Тему проблем глобального Юга поддержал участник из Индии  – дипломат Навдип Сури, который также является ведущим сотрудником индийского Независимого аналитического центра. Он сообщил собравшимся, что на прошедшей недавно встрече  G20 его страна обсуждала с другими членами большой двадцатки  климатическую повестку и связанные с ней проблемы глобального Юга. Главное, по его словам, чтобы переход к «зеленой» энергетике был справедливым и доступным для всех. 

Другие же участники конференции добавили, что отказ от углеводорода еще не сулит ухода от проблем. Так, в частности, пока никто не может сказать, как при повсеместном внедрении электромобилей мы будем нивелировать влияние  на окружающую среду производства, эксплуатации, а затем и утилизации их аккумуляторов. 

Нет единства в сложном вопросе использования углеводородов и в самой Европе. Так, по словам одного из спикеров, не так давно правительство земель Северного Рейн-Вестфалия приняло решение о том, что они «закрывают» тему ветряков и возвращаются к использованию… угля! Они пришли к выводу, что этот способ отопления домов надежен и не зависит от погоды. А Будапешт и Белград выступили в защиту «Северных потоков» из России, заявив, что отныне любая попытка повреждения столь необходимых им газовых«ниток» будет рассматриваться ими  как  повод для объявления войны.

     В общем, участники конференции, как и участники XV саммита БРИКС, прошедшего  с 22 по 24 августа в южноафриканском Йоханнесбурге, пришли к выводу, что меры борьбы за экологию должны быть поступательными, разумными и не приводить к дискриминации более слабых  стран. 

                                                      ***                                                          

На фоне разговоров о выработке коллективных шагов по сохранению природы представитель Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова Александр Шестаков привел пример того, как активно включаются наши партнеры по союзу БРИКС в работу даже по такому несвойственному им, казалось бы, направлению, как экология Арктики. В частности, у Китая уже сегодня есть на Шпицбергене свои исследовательские станции, он активно строит ледоколы. Целый ряд институтов Индии также занимается вопросами арктической экологии 

«У всех стран БРИКС, пожалуй, только кроме ЮАР, сегодня есть свои национальные стратегии по Арктике!, – говорит Шестаков. – Что их может там интересовать?». Ученый шутит, что, по крайней мере перелетные птицы из Арктики присутствуют во всех странах БРИКС. Ну а от обсуждения вопросов развития инфраструктуры Северного морского пути ни одна из этих стран точно не откажется.

Источник

Похожие записи