ПОСЛЕДНЕЕ
Новая история: Сталин гонит Фонд Сороса, как Жуков — Вермахт

Новая история: Сталин гонит Фонд Сороса, как Жуков — Вермахт

Новая история: Сталин гонит Фонд Сороса, как Жуков — Вермахт

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

До 1 сентября новый государственный учебник по истории для учеников старших классов поступит во все российские школы, сообщил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов в видеообращении к Съезду работников образования Новосибирской области.

«Сегодня, когда продолжается информационная война, Запад пытается исказить правду и представить исторические события в нужном свете. Нашей опорой должно стать качественное историческое образование. Нами уже создан первый единый государственный учебник по новейшей истории для 10−11 классов. Он содержит два полностью синхронизированных курса — историю России и всеобщую историю», — заявил он.

Как ранее сообщили в Минпросвещения, новый учебник состоит из четырех томов: тома «История России» для 10-го класса, охватывающего период 1914—1945 годов, а также тома «История России» для 11-го класса, в котором рассказывается о событиях с 1945 года по настоящее время, и соответственно двух томов по всеобщей истории для 10−11-х классов.

«Очень важно, чтобы в школе преподавались достоверные факты и ребята всегда помнили о великой истории нашей страны», — считает Сергей Кравцов.

В Министерстве уверяют, что новый единый учебник по истории для старших классов прошел экспертизу, апробацию на федеральных и региональных площадках, а также включен в федеральный перечень учебников. Одно из его достоинств — синхронизация событий отечественной и всеобщей истории, кроме того, отдельный раздел посвящен разъяснению причин начала СВО, вхождению новых регионов в состав России, современному развитию страны, формированию многополярного мира. В ведомстве также отметили, что стоимость нового учебника на 20% ниже предыдущих изданий.

Авторами учебника выступили помощник президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

«Полностью переработаны, переписаны разделы 70-е, 80-е, 90-е и нулевые годы. Добавлен раздел с 2014-го по сегодняшний день, включая СВО. Авторы писали буквально своей рукой многое из последнего перечисленного», — рассказал Владимир Мединский.

По его словам, параграф «Минские соглашения — что это было» написан после откровений бывшего канцлера ФРГ Ангелы Меркель, экс-президентов Франции и Украины Франсуа Олланда и Петра Порошенко, которые были непосредственными участниками этого процесса.

«С нашей стороны Минские соглашения были попыткой добиться мира в Донбассе в рамках существовавшей тогда международной государственно-правовой системы. С их стороны это было сознательным, запланированным обманом. Ведя „мирные переговоры“, они изначально не собирались ничего делать для прекращения конфликта», — пояснил он.

Владимир Мединский также уточнил, что в учебнике много микроисторий и любопытных фактов.

Академик Александр Чубарьян сообщил, что существенно увеличены разделы учебника по всеобщей истории, посвященные Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, показан вклад России в мировую историю, роль Великой Отечественной войны в общем исходе Второй мировой войны, при этом соответствующие темы из учебника по отечественной истории не дублируются.

Новые учебники содержат QR-коды со ссылками на мультимедийные материалы. К 1 сентября 2024 года должны быть готовы и новые учебники по истории для школьников 5−9-х классов, сообщил Владимир Мединский.

К сожалению, новый учебник видели немногие, поэтому и профессиональных отзывов пока немного. Как бывший преподаватель, знаю точно, что учебник должен быть написан понятным и живым языком, иначе окажется задвинут в дальний угол. В любом случае, крайне важна роль учителя.

Как считает научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков, новый учебник написан ярким, доступным языком.

«Учебник основан на непреложных фактах истории, синхронизирована всемирная история с отечественной, яркие иллюстрации, выдержки из тех или иных документов, цитаты наших выдающихся деятелей. Там рассказано о героях, в том числе Курской битвы, показано каких трудов нам стоило переломить силу врага, в том числе на Курской дуге», — заявил он на пресс-конференции, приуроченной к 80-й годовщине победы в Курской битве.

Директор РВИО также отметил, что учебник объективно излагает роль Иосифа Сталина в жизни страны, он показан в том числе как «четкий защитник» интересов СССР в годы Великой Отечественной войны.

«В учебниках, финансированных в 1990-е годы Фондом Сороса (созданный американским миллиардером Джорджем Соросом фонд „Открытое общество“ признан нежелательной организацией в РФ), других — это был тиран, зверь, бездарный командующий, который завалил врага трупами, в общем „преступный сталинский режим“ — так красной нитью проходило через многие учебники. Сегодня в нашем едином учебнике роль Сталина изложена именно должным образом, то есть объективно», — подчеркнул он.

Директор РВИО напомнил, что в годы Великой Отечественной войны Сталин занимал должность Верховного главнокомандующего СССР и «ни одна крупная операция — не только стратегическая, но и фронтовая, даже армейская» не проходила без его участия.

«Он выдвинул наших полководцев Победы, включая и Жукова, и Конева, и Ватутина, и Василевского. Тот человек, который, это особенно стоит отметить, четко защищал интересы советской внешней политики», — сказал Михаил Мягков.

Он также отметил, что в учебнике приведена информация о причинах, по которым была начата Специальная военная операция, ее ходе, о тех, кто противостоит России и, конечно, о героях СВО.

Историк Евгений Спицын, имеющий за плечами 20 лет работы в школе, считает, что никакой революции новый учебник не произвел.

— Он написан примерно в таком же ракурсе, что и предыдущие учебники. Более того, есть информация, не знаю, насколько достоверная, что базой для этого учебника послужил учебник Торкунова и Данилова, который выпускался до этого.

«Даниловский» учебник выходил еще в 90-е годы. Это учебник критиковался многими учителями еще тогда. Он лежал в основе преподавания истории в нашей школе и в 90-е, и 2000-е, и даже в 2010-е годы. Потом его постоянно перерабатывали, теперь якобы решили взять этот учебник за основу и опять переработать, но уже не упоминать ни Данилова, ни каких-то других авторов. Это первое обстоятельство.

Второе: структурно мне этот учебник не понравился. Он перенасыщен разного рода разделами, вопросами и т. д. Там какая-то мешанина.

Содержательно он очень неровный. Например, вопросы внешней политики описаны, в принципе, неплохо — то, что должен знать или понимать ученик о происходящем во внешней политике. Я не беру здесь оценочные суждения, я беру только фактуру, потому что оценочные суждения у людей могут быть разные, в зависимости от того, какие идейные, политические воззрения они разделяют.

Учебник должен, прежде всего, содержать фактуру, методологию, а с методологией там полная беда. Ее фактически там нет. Если советские учебники базировались на марксистско-ленинской методологии, то есть изучение истории России через призму классового подхода, конкретно-исторического подхода и т. д., то здесь этого ничего нет. Тут какая-то мешанина методологическая. Не знаю, с чем это связано.

Еще одно обстоятельство мне не понравилось — это неряшливость. В учебнике, например, перечисляется послевоенный состав Совета министров (в 1946 год СНК был преобразован в Совмин). Написано, что главой правительства стал Сталин, а дальше перечисляются члены этого правительства — Молотов (министр иностранных дел), Вознесенский (председатель Госплана), Микоян (министр внешней торговли), Косыгин (заместитель председателя).

Нельзя такие вещи писать. Все, кого я перечислил, тоже были заместителями председателя Совета министров: кто-то был первым заместителем, например, одно время Молотов и Вознесенский, потом стали опять рядовыми заместителями; Косыгин в разное время занимал различные министерские посты, в т. ч. министр текстильной, легкой промышленности, финансов. Кроме того, далеко не правительство тогда определяло политический курс, а так называемые пятерки, шестерки (до девятки доходило) членов Политбюро. Тогда надо бы перечислить, кто входил в состав Политбюро. Может для обывателя, для ученика такая неряшливость несущественна, а для меня как историка существенна.

В школьном учебнике все должно быть отточено до идеала. Я приведу цитату из стенограммы выступления Сталина перед членами рабочей группы учебника по политэкономии: «В учебнике много болтовни, пустых, ненужных слов, много исторических экскурсов. Я прочитал 100 страниц и страниц 10 вычеркнул, но можно вычеркнуть еще больше. В учебнике не должно быть ни одного лишнего слова, изложение должно быть скульптурно отточено».

Видите, как Сталин сказал? Абсолютно прав. Вот, что такое учебник. К сожалению, в этом учебнике много болтовни.

Источник

Похожие записи