Россияне мечтают о богатых детишках в виде офисных планктонов

Россияне мечтают о богатых детишках в виде офисных планктонов

Россияне мечтают о богатых детишках в виде офисных планктонов

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Результаты проведенного компанией «Сбербанк cтрахование жизни» исследования о том, какие профессии родители считают желаемыми для своих детей, дает основания полагать, что пристрастия жителей России все-таки претерпели изменения по сравнению с лихими 1990-ми. Уже нет родительского большинства, желающего, чтобы его чадо либо научилось по-быстрому делать деньги, либо освоило профессию юриста, бухгалтера, переводчика или что-нибудь специфическое, дающее возможность после получения диплома свалить «за бугор».

Следует напомнить, что исследование «Сбербанк cтрахование жизни» проводилось в 37 городах страны. На первом месте оказалась профессия врача — ей отдали предпочтение более 27% опрошенных. Причем чаще всего специальность в белом халате для своего отпрыска предпочитали жители Барнаула, Красноярска, Липецка и Ульяновска.

Далее следуют технические специальности, которым отдали предпочтение почти 18% опрошенных. Чаще всего среди приоритетных их называли респонденты в Казани, Красноярске, Москве, Самаре. Совсем немного отстали IT-специальности, которые сочли наилучшими для своих детишек 17% опрошенных. Профессия педагога, ещё недавно не очень престижная, оказалась желаемой для 16% участников исследования — её особенно оценили в Барнауле, Волгограде, Иркутске, Набережных Челнах. А вот юридическая сфера, хотя и вошла в перечень самых популярных, но лишь замкнула пятерку лидеров — её нашли привлекательными для своего потомства более 15% опрошенных.

Комментируя результаты исследования, директор компании «Сбербанк cтрахование жизни» Игорь Кобзарь заметил, что «наиболее предпочитаемые профессии меняются с годами». «Если ещё двадцать лет назад все массово учились на юристов и бухгалтеров, теперь вновь обрела престиж профессия медика. Сейчас очень востребованы инженеры и технические специалисты… Родители всегда оказывают большое влияние на то, кем станет ребёнок. На формирование личности всегда уходит много сил и средств», — заявил он.

Заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования, профессор МГПУ, доктор педагогических наук Татьяна Ковалева убеждена, что расставленные опрошенными приоритеты вполне объяснимы.

— Подобное наблюдалось во все времена. Мы знаем, что жизнь человека ограничена, а родители, чем старше становятся и где-то на уровне здравого смысла хотят, чтобы ребенок больше знал и заботился о своем здоровье, поэтому и выбрал профессию врача. Да и пандемия коронавируса сыграла свою роль в популяризации врачебного дела. Что касается желания видеть свое дитя айтишником, то взрослые люди понимают востребованность высоких технологий, без которых никуда, отчего убеждены, что если ребенок в них разбирается, то он уже не пропадёт и работу себе найдёт.

«СП»: — То есть, родители в целом понимают изменения в профессиональных трендах?

— Не всегда. Родители подчас стремятся «прикрепить» своего ребёнка к одной профессии, что не совсем правильно. Раньше, в прежние эпохи, так и было — мы выбирали специальность на всю жизнь. Сегодня строить одну единственную линию в профессиональном плане не слишком целесообразно. Нужно не замыкаться, скажем, на развитии исключительно интеллектуальных способностей, а дать ребёнку возможность поработать руками. У меня одна из подопечных окончила МАИ по инженерной специальности, потом родила двоих детей и стала педагогом. Так что, родителям следует учитывать эту тягу к многопрофильности и соответствующим образом готовить детей. Впрочем, есть семьи, где родители это понимают и отдают предпочтение т. н. «семейному образованию», где отдаётся предпочтение профессиональной универсальности. И подобная практика распространяется все больше.

«СП»: — Что, на ваш взгляд, следует менять в заведениях среднего специального образования?

— В самих колледжах тоже необходимо работать над расширением компетенций выпускников. Хотя зачастую сами ребята это понимают и стремятся к более широкому подходу, всё чаще понимают необходимость непрерывного образования: если он стремится освоить новую специальность — идёт на подготовительные курсы.

«СП»: — То есть, будущее, по вашему мнению, — за многопрофильностью?

— Сегодня многие ещё не поняли, что профессиональные ориентиры сегодня меняются, жизнь многих профессий стала намного короче. И всё чаще дело оказывается не в профессии, а в компетенциях. Скажем, те же IT-шники часто попутно стремятся глубоко освоить иностранный язык, медики получают профессиональные навыки дизайнера и т. д. Это колоссальный сдвиг — мир движется в сторону обретения человеком различных компетенций, что позволяет ему найти себя в меняющейся ситуации. Замечу, что понимающая часть научного сообщества давно говорила о грядущей цифровизации. Настаивала на более внимательном отношении к этому вопросу, но зачастую компьютеры, гаджеты воспринимались как очередная модная забава. Но «цифра» входила в нашу жизнь всё плотнее. И сейчас современное образование недорабатывает насчет расширения компетенций для учащихся. Пройдет время — все убедятся в нашей правоте, что требуется иной подход к образованию, к увеличению компетенций, а не выбору одной дороги раз и навсегда.

Как считает член НП «Эксперты рынка труда» Юлия Левина, отсутствие в списке предпочтений россиян рабочих специальностей вполне объяснимо.

— Всё-таки сегодня трудно представить ситуацию, при которой родители пожелали бы видеть своего ребёнка слесарем или сварщиком. Они хотят, чтобы их дети сидели бы в теплом уютном офисе, в мягком кресле и получали бы при этом много денег. Между тем, для производственных компаний закрытие вакансий рабочих специальностей является довольно серьёзной и больной проблемой. В рабочие ребёнка, что называется, «отдают» в ситуации, когда он никак «не тянет» образование выше среднего.

«СП»: — Чаще всего «не тянут» в менее обеспеченных социальных группах?

— Как показывают исследования, это выпускники сельских школ. Школа на селе, как известно, сегодня находится в крайне тяжёлом состоянии. И далеко не всегда там ученики могут получить должный объём знаний. И родители «вытягивают» ребенка, после чего отправляют его обучаться в техникум, надеясь, что он получит хоть какую-то специальность.

«СП»: — То есть, рабочие специальности по-прежнему «не модны»?

— Конечно, не модны. Уже довольно продолжительное время. Скажем, был период, когда появилась повальная мода на юристов, бухгалтеров (многих родителей «грела» мысль, что дитя хоть поближе к деньгам будет). И вскоре возникло перепроизводство юристов, финансовых работников. Вот IT-индустрия является «модной» — несмотря на то, что хакерами, «ломающими» Пентагон, станут явно не все вдохновленные образами, почерпнутыми из СМИ. Но всё равно — нам нужны будут слесари-авторемонтники (потому что ломаются машины), слесари-сантехники (потому что унитазы чинить надо будет). И пока сельская местность остается главным поставщиком профессионалов данных направлений.

«СП»: — Усилия государства в плане популяризации рабочих профессий, выходит, не дают результата?

— Они не ощущаются, это точно. Раньше, масс-культура, в том числе кино, популяризировала образ простых рабочих парней. Они жили, влюблялись, попадали в смешные и романтические ситуации… Можно вспомнить фильмы «Свинарка и пастух», «Афоня», другие произведения кино, литературы… А сейчас где подобная пропаганда в масскульте? О чём и о ком фильмы снимают?

«СП»: — Есть ли из данного положения какой-то выход?

— Думаю, в школе примерно с пятого класса есть смысл возродить уроки трудового воспитания, на которых дети бы учились что-то делать своими руками. Чтобы они знали, что могут быть трудовые мозоли, чтобы могли чинить, латать. Это процесс не быстрый, приступать к нему давно пора.

Источник

Похожие записи