Путин объяснил отличие российской реальности от 1937 года

Путин объяснил отличие российской реальности от 1937 года

«Можно быть несогласным и быть здесь, и говорить об этом»

Владимир Путин, выступая на пленарной сессии ВЭФ, не стал ограничиваться дальневосточной проблематикой и дал ответ на многие вопросы, актуальные для всех россиян. Президент рассказал, кто виноват в высоких ценах на бензин и падении рубля, а также объяснил, почему сейчас не 1937-й и не 1922 год. Бизнес получил от Путина четкий сигнал: валютную выручку надо возвращать в страну, а не размещать на зарубежных счетах. «Не наступайте дважды на те же грабли!» — предупредил ВВП.

Фото: kremlin.ru

Бывали времена, когда на ВЭФ приезжали руководители крупнейших мировых держав. Завсегдатаи помнят, как Си Цзиньпин ел на острове Русский блины с красной икрой, Нарендра Моди занимался любимой йогой, а ныне покойный Синдзо Абэ мечтал об руку с Путиным прогуляться по дальневосточным лесам.

Уже в прошлом году на форум приезжали политики, не имеющие прямого отношения к региону, — в частности, премьер-министр Армении Никол Пашинян. А на этот раз ВЭФ и вовсе остался без гостей высшего уровня. Как объяснили в Кремле: не могут же «лидеры каждый год сюда летать».

«Но это никак не влияет на содержательную часть, наоборот — повестка становится более насыщенной», — заверил Дмитрий Песков. И действительно: дефицит международных контактов в графике президента успешно нивелировали тематические совещания, а на пленарном заседании ВЭФ внутренняя проблематика уверенно доминировала над внешней. Что для многих, прямо скажем, было даже интереснее.

Хотя Владимир Путин сидел на сцене не один, а в компании с вице-президентом Лаоса Пани Ятхоту, ведущий практически не вспоминал о ее существовании. После обширного выступления президента журналист Илья Доронов вступил с ним в пространный диалог по актуальным для российского бизнеса и граждан темам. В первую очередь он обратил внимание на очередной призыв Путина к предпринимателям «не наступать дважды на одни и те же грабли», иными словами: не хранить деньги на зарубежных счетах и вкладывать их в Россию — например, в масштабные инфраструктурные или созидательные локальные проекты.

«Неужели опять наступают? Не до всех дошло?» — беспокоился за чужие капиталы модератор. ВВП объяснил, что имеет в виду экспортеров. «Сдержанный возврат валютной выручки, желание где-то опять за границей разместиться. Мы все это видим, все понимаем. Нам надо с бизнесом как-то договориться, они должны понимать, что надежнее работать здесь», — последние слова прозвучали практически как угроза.

Но позднее Путин пообещал, что «кошмарить никого не будут». Вопрос массовой деприватизации, по его словам, на повестке дня не стоит. И других репрессивных мер никто он планирует. Надо только соблюдать законы и адекватно реагировать на сигналы властей.

Однако общих слов оказалось недостаточно. Г-н Доронов решил перейти на личности и обсудить с президентом поведение отдельных представителей бизнес-сообщества. И в первую очередь Аркадия Воложа, который перебрался в Израиль и оттуда выступил с пацифистским заявлением. Ведущего интересовало: перешел ли Волож какую-то грань или еще нет?

Путин предположил, что действия предпринимателя скорее всего связаны со стремлением сохранить свой бизнес и наладить жизнь в другой стране. Не соглашаться с властями, по его словам, можно. Но высказывать отличную от государственной позицию следует с учетом нюансов.

Вместе с тем президент уверен, что никаких проблем с выражением своего мнения в России нет. Поэтому сейчас не только не 1937 год, но даже не 1922-й, когда в эмиграцию отправился знаменитый «философский пароход». «Можно быть несогласным и быть здесь, и говорить об этом», — заявил глава государства.

Следом за Воложем на площадке ВЭФ прозвучало имя Анатолия Чубайса: он, как сообщил ведущий, публичного несогласия не выражал, но с недавних пор подписывает свои статьи как «британский эксперт».

Президент с публикациями экс-чиновника оказался незнаком, но, как выяснилось, видел фото в Интернете, где Анатолий Борисович фигурирует под именем Моше Израилевича. «Зачем он это делает? Чего удрал?» — развел было руками ВВП, но тут же предположил, что бегство Чубайса может быть связано с финансовой дырой в «Роснано». Может быть, он опасается, что «в конечном итоге это приведет к возникновению каких-то уголовных дел, поэтому перешел на нелегальное положение?» — спросил сам себя президент. А остальным напомнил: в 90-е годы Анатолий Борисович «жесткими методами» переводил российскую экономику на рыночные рельсы, что привело к «развалу системы и обнищанию народа».  В общем, если кто забыл: «Во всем виноват Чубайс».

Коснувшись отъезда за границу 160–170 деятелей культуры, «несогласных с политикой государства», президент предположил, что здесь, как и в случае с Воложем, все объясняется «материальными вещами» — накупили домов и квартир за границей, и теперь боятся это потерять. Взамен от них требуют «критиковать и обличать» — «это всем хорошо известно». Российская культура, по его мнению, от этого ничего не потеряла — пусть лучше будут за границей, чем «здесь капать на мозг миллионам граждан и продвигать какие-то нетрадиционные ценности».

Недовольство Путина экспортерами снова вышло на свет божий, когда модератор решил обсудить с президентом падение рубля. Президент объяснил, что на волатильность в большой степени повлиял дефицит валюты, связанный с невозвратом выручки.

ВВП подчеркнул, что «все факторы», влияющие на рынок, являются управляемыми, но если к его словам прислушаются, «резких движений никто делать не будет». Что касается подорожания бензина, то ситуацию, по мнению Путина, проморгало правительство, поскольку своевременно не среагировало на рост мировых цен на нефть. Однако производители и чиновники, по его словам, уже договорились, как будут действовать дальше. Главная задача — разобраться с дизельным топливом, дефицит которого уже начал негативно сказываться на сельхозпроизводителях.

Про Украину на ВЭФ говорили на удивление мало. Путин только назвал потери ВСУ и объяснил, что в условиях контрнаступления прекращение огня российской стороной, к чему его призывают посредники, является невозможным. Кроме того, для начала мирного процесса Киев должен отменить указ, запрещающий ведение переговоров, указал ВВП. Более подробно на ВЭФ обсудили внутриполитическую ситуацию в США, нюансы сотрудничества с Китаем, Нагорный Карабах и положение российских спортсменов.

А что же г-жа Пани Ятхоту? Ей, конечно же, дали слово, причем дважды. Но можно только поразиться такту и выдержке этой хрупкой женщины, три часа слушавшей про неизвестного ей Чубайса и проблемы с дизельным топливом. Вряд ли кто-то из мировых лидеров был бы способен такое. А она улыбалась.

Источник

Похожие записи