Строительство «Северного потока-2» отложили на неопределенный срок

Строительство «Северного потока-2» отложили на неопределенный срок

Прокладка снова застопорилась

Газопровод «Северный поток — 2» преподносит все новые сюрпризы. 15 января, в день, когда к укладке трубы должны были после множества перипетий приступить в датской акватории Балтийского моря, немецкое издание Handelsblatt сообщило, что «Газпром» отложил возобновление работ на неопределенный срок. Причины очередной задержки названы чисто производственные — строителям необходимо проверить техническое состояние оборудования.

Фото: AP

Новую дату возобновления работ, по данным немецкого издания, оператор проекта Nord Stream 2 сообщит в конце января-начале февраля. Как неожиданные обстоятельства повлияют на срок сдачи «Северного потока-2» в эксплуатацию и сможет ли Вашингтон воспользоваться отсрочкой для объявления новых санкций против российского газопровода, рассказали эксперты — заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

— Копенгаген обещал, что строительство «Северного потока-2» в датских водах возобновится 15 января. Почему же столь долгожданный процесс достройки снова отложен? Действительно ли отсрочка связана исключительно с технологическими обстоятельствами?

Алексей Гривач: «Помимо технических факторов, причин задержек может быть множество. В том числе работа по обеспечению строительства дополнительным оборудованием, транспортировка труб и другие снабженческие операции, организационные и управленческие процедуры.

Существуют и новые обстоятельства, способные повлиять на сроки сдачи. Они связаны с администрированием проекта. Как известно, в начале этого года парламент германской федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания поддержал инициативу по учреждению экологического фонда, благодаря которому участники СП-2 намерены защищать свои интересы — в том числе, в противостоянии с объявившим газопроводу тотальную санкционную войну Вашингтоном.

По предварительным данным, фонд будет закупать оборудование и материалы для строительства газопровода, а также самостоятельно их распределять. Поскольку участники проекта будут взаимодействовать между собой не напрямую, а посредством именно этой структуры, в теории такая схема позволит уберечь их от ограничительных мер США. Не исключено, что возможная отсрочка связана с необходимостью отработать все организационные детали механизма, с которым предстоит столкнуться».

Сергей Пикин: «Если бы у «Газпрома» возникли новые проблемы с санкциями, то Копенгаген первым сообщил о них и, возможно, сразу поставил вопрос об отзыве у Nord Stream 2 лицензии. Раз этого не произошло, то стоит руководствоваться официальными объяснениями. Датское энергетическое агентство, одно из самых неуступчивых европейских ведомств, давно дало разрешение на укладку трубы в своих водах. На днях разрешение на строительство трубопровода в водах продлило до конца мая и Германское Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии. Это означает, что все европейские регуляторы, призванные осуществлять контроль над энергетическим проектом СП-2, не видят особо страшных последствий от потенциальных новых санкций (в том числе, в отношении сертификационных и страховых компаний), которые грозит предъявить Вашингтон, и дают газопроводу зеленый свет».

— Какие суда сейчас находятся на месте строительства последнего отрезка трубопровода? Кто все же будет вести работы: баржа «Фортуна» или трубоукладчик «Академик Черский»?

Алексей Гривач: «Рядом с точкой строительных работ постоянно находится одно или несколько судов, способных участвовать в прокладке труб. «Академик Черский» покинул место возобновления работ 12 января и вернулся в Калининград. Трубоукладочная баржа «Фортуна», по данным портала по отслеживания судов MarineTraffic, утром 14 января вышла из германского порта Висмар и направлялась на север: пункт ее прибытия был указан как «море». В то же время в зону проведения работ вернулось судно снабжения «Балтийский исследователь». Здесь же находится поисково-спасательный «Мурман». Теоретически, исходя из наличия близ места работ этих судов, к возобновлению строительства можно будет приступить в самые оперативные сроки».

— Из-за угрозы новых американских санкций на днях датская консалтинговая инжиниринговая компания Rambøll вышла из проекта «Северный поток-2». Существует ли опасность, что ее примеру последуют другие зарубежные участники проекта?

Сергей Пикин: «Потеря одной компании, которая занимается сертификацией, не окажется для участников проекта сколько-нибудь значительной потерей. Найти альтернативу фирмам не только этой, но и многих других специализаций, на международном рынке не сложно. В то же время, отказ год назад от участия в строительстве компании Allseas оказался для «Газпрома» настоящим шоком: швейцарцы обладали уникальными технологиями по укладке трубопроводов, найти замену которым практически невозможно — до сих пор создание СП-2 сталкивается с постоянными задержками. Пока не заметно тенденции к увеличению числа «беглецов» из проекта. Возможно, количество покинувших «Северный поток-2″ компаний вырастет в будущем, когда Вашингтон определиться с тем, как ужесточить санкции против газопровода. Однако в большей степени они будут связаны не с производственной, а с «бумажной» работой (страхование, сертификация и проч.), поэтому их замена не станет такой уж неразрешимой проблемой».

— Так когда же газопровод достроят?

Алексей Гривач: «Все будет зависеть от того, когда все-таки начнут достраивать эту ветку. Напомню, что на днях в общем доступе появился график работ Nord Stream по укладке морского участка газопровода, который обнародовали датчане. В нем сообщается, что все технические работы на дне моря оператор готовится завершить уже в июне. Предполагается, что до конца мая «Фортуна» выполнит задание в датской акватории, а затем баржу отбуксируют в немецкие территориальные воды, работы в которых судно должно закончить в июне. Судя по всему, на эти сроки и стоит ориентироваться».

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *