ПОСЛЕДНЕЕ
Юань стал «новым долларом»: ЦБ поменял местами курсы валют

Юань стал «новым долларом»: ЦБ поменял местами курсы валют

Стоит ли вкладываться в «китайца»

Среди бизнесменов резко вырос спрос на три национальные валюты, ранее считавшиеся в России абсолютной экзотикой. В июле объем биржевых торгов армянским драмом, турецкой лирой и казахстанским тенге увеличился соответственно в 55, 12 и 6 раз по сравнению с июлем прошлого года. Население, между тем, не спешит обзаводиться этими активами в наличной форме, по старинке предпочитая «токсичные» доллары и евро. Да и аналитики финансового рынка не советуют физлицам с ними связываться.

Стоит ли вкладываться в «китайца»

Фото: freepik.com

В отрыв продолжает уходить валютная пара юань/рубль. По словам директора департамента денежного рынка Мосбиржи Сергея Титова, «юань становится новым долларом», объемы торгов им на спотовом рынке постоянно растут и составляют уже около 43% в общей массе. Примечательно, что 28 августа, Центробанк поменял местами курсы валют на своем сайте. Традиционно стоявший на первом месте доллар был смещен китайским юанем.

В январе-июле клиенты из ЕАЭС (помимо России, в союз входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) и Таджикистана на 80% увеличили объем торгов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сейчас в РФ их работает 37, российских участников насчитывается более 400.

В середине июля Минфин представил список из 44 юрисдикций, участники которых (банки и брокеры) смогут напрямую торговать валютой в России. В него вошли страны СНГ, ряд государств Персидского залива, а также Китай, Индия и Турция.

На фоне столь яркого биржевого наступления «экзотических» валют, возникает вопрос: стоит ли обычным россиянам, разочаровавшимся в сберегательной силе доллара и евро, начинать отдавать предпочтение юаням, лирам и рупиям?

Эксперты полагают, что едва ли интересы российских физлиц в отношении «экзотических» валют хоть в какой-то степени сопоставимы с запросами бизнеса. Тем более, что в данном случае речь идет о средствах строго в наличной форме, а получить их не так легко. Например, количество банков даже в Москве, которые продают наличные лиры сводится буквально к двум-трем. Это связано с исключительно нестабильным курсом национальной валюты Турции, и, соответственно, нежеланием кредитных организаций работать с ней, с целью минимизации убытков.     

«В ситуации с рядовыми потребителями все зависит от индивидуальных финансовых целей и рисков, — говорит финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. — Если есть идея инвестировать в наличные драмы, турецкие лиры и казахстанские тенге, то пусть покупают. Только зачем они нужны?

Лиру, подешевевшую к доллару на 43%, нужно вообще исключить из списка. Драмы и тенге тоже не отличаются сверхстабильностью в силу ряда макроэкономических и политических обстоятельств. Лучше уж тогда обратить внимание на юань: китайская валюта остается неплохой альтернативой доллару и евро». 

Хотя объемы торгов лирой, драмом и тенге выросли в разы в абсолютных величинах, в процентном соотношении они остаются крайне незначительными, отмечает финансовый аналитик Сергей Дроздов. Эти валюты востребованы именно бизнесом — в тех конкретных случаях, когда нужно осуществить перевод за границу именно в них. Что касается населения, то, поскольку эти денежные единицы обладают высокой волатильностью, покупать их в качестве защитного актива нет смысла. Тем более, что их еще надо найти в отделениях банков в наличной форме, а спреды (разница между курсами покупки и продажи) всегда будут большие. Проще иметь накопления в рублях».

«Когда-то, в начале 1990-х годов, когда еще не появился евро, национальными денежными единицами в Старом свете оставались, среди прочего, немецкая марка, французский франк, итальянская лира, — напоминает Дроздов. — На жаргоне наших валютных спекулянтов это называлось «география».

Сейчас полузабытый термин вполне применим к ситуации с армянским драмом, турецкой лирой и казахстанским тенге: связываться с этим валютным коктейлем населению стоит лишь в случае крайней необходимости. И даже к юаню нужно относиться с опаской: в качестве защитного актива априори он не способен стать полноценной заменой доллару и евро».

Понятно, почему растут объемы торгов драмом, лирой и тенге: увеличивается количество внешнеторговых операций с этими странами и идет подготовка к расчетам в национальных валютах, рассуждает кандидат экономических наук Михаил Беляев. Однако, уверяет эксперт, вкладываться в них россиянам точно не нужно: нет уверенности в их росте по отношению к рублю или хотя бы в стабильности курса, чтобы обезопасить себя от инфляции. Доллар и евро по-прежнему вне конкуренции в плане надежности. Кстати, доля доллара в международных расчетах по итогам июля поднялась до рекордных показателей в рамках системы SWIFT — с 39,4% (в июне) до 46,5%. По данным Bloomberg, десять лет назад «американец» занимал около трети общего объема расчетов.    

Источник

Похожие записи