Выяснилось, по каким областям экономики ударит 11-й пакет антироссийских санкций

Выяснилось, по каким областям экономики ударит 11-й пакет антироссийских санкций

Евросоюзу придется взять под контроль две трети государств мира

Евросоюз готовится ввести новый, 11-й по счету пакет антироссийских санкций.  На сей раз под колпак, по задумке Брюсселя,  попадет  параллельный импорт потребительских товаров, которые поступают в нашу страну хоть и официально, но окольными путями. «Недружественные» европейцы намерены зорко следить за тем, чтобы к нам не попали запрещенные (санкционные) товары из третьих стран. Об этом рассказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйнен. Скорее всего, карательные меры рикошетом ударят многих наших международных партнеров.

Фото: globallookpress.com

Запрет на продажу России европейских товаров двойного назначения Евросоюз ввел в 10-м пакете своих санкций в конце февраля нынешнего года. И уже успел понять, что мера эта должного эффекта не дает. По словам Урсулы фон дер Ляйнен, в Брюсселе заметили несоответствие между тем, сколько товаров из ЕС уходит  в третьи страны транзитом через Россию и сколько в них в итоге оказывается. По мнению европейских счетчиков, получается нестыковочка

Надо понимать так, что при транспортировке груза из пункта А (из Евросоюза) в пункт В (третью страну) часть товара оседает в России. Потому, в качестве сдерживающей меры там обсуждается вопрос о введении запрета на транзит европейских товаров через территорию РФ в третьи страны.

Однако отечественные грузоперевозчики утверждают, что принцип транзита заключается в том, что пломба с груза не срывается на всем пути следования из пункта отправки до адресата.

— Автомобильные перевозки со странами Евросоюза сегодня практически прекращены, — пояснил Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков. — В основном, они осуществляются морским путем, контейнеры из Европы приходят в порт Новороссийск. Уже там перегружаются на автомобильный транспорт – в тех же контейнерах и с теми же пломбами. И доставляют груз, как правило, в страны Средней Азии. Никто заглянуть в контейнер, а тем более «поработать» там над грузом не может.

Впрочем, Евросоюз идет дальше. Он хочет поставить вопрос об ограничении торговли с государствами, которые поставляют нам европейские товары двойного назначения. Они, то есть, третьи страны, покупают товары в Европе как бы для собственных нужд, а потом перепродают их России. Брюссель полон решимости закрыть и эту «лавочку» — если такие деяния будут юридически доказаны. В этом случае, Европа намерена просто-напросто не поставлять санкционные товары в «проштрафившиеся» третьи страны.

Тут уместно напомнить, что параллельный импорт товаров, в которых нуждается российский рынок, был запущен ровно год назад. По оценке Минпромторга, в среднем в месяц по этому каналу к нам поступает потребительских товаров на сумму $2,5 млрд. К началу 2023 года общий объем закупок по параллельному импорту оценивался примерно в $20 млрд. Однако Евросоюз, как видим, полон решимости остановить этот поток.

Многие эксперты весьма скептически настроены по поводу новых европейских санкций, закладываемых в 11-й пакет. Одно дело, говорят они, «бодаться» с Россией, обкладывать ограничениями только ее. И совсем другое дело – протянуть щупальца на полмира и следить за каждой коробкой, которая въехала или выехала из третьей страны.

Сегодня недружественными государствами являются около 60 стран. Остальные — а их почти в 2,5 раза больше на земном шаре — дружественные по отношению к России или нейтральные, с которыми у нас сохраняются вполне нормальные торговые отношения. И что, к каждой такой стране приставить жандарма, чтобы он заглядывал во все грузовые контейнеры? 

Может, по этой причине глава Евросовета Шарль Мишель считает, что  рубить с плеча пока не стоит. А нужно проводить «разъяснительную работу» с такими странами, убеждать их в необходимости санкций против России. 

— 11-й пакет будет согласовываться на встрече «Большой семерки», впереди еще обсуждение внутри стран Евросоюза, могут появиться и разные точки зрения, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. —

Что касается транзита грузов через Россию – Брюссель в состоянии «перекрыть кислород», просто прекратить поставки товаров. Ущерб прежде всего понесут те страны, к которым они приходили через нашу территорию.

Попытки контроля за нашим параллельным импортом реально оценить очень сложно. У Евросоюза в этом плане, по сути, только одна опора – США, а также банковская система и финансовые рынки соответствующих стран. Подобное мы уже видели и в Турции, и в Казахстане. Все это умножает количество конфликтов в современном мире, умножает неопределенности.

Последствия для России могут быть неприятными, но в данном случае их можно рассматривать, как дополнительный стимул к развитию собственного производства. Ведь параллельный импорт – он всегда конечен.

— Хватит ли сил у Евросоюза следить за всеми третьими странами?

— Это принципиально новое качество 11-го пакета. Санкции вводят контроль за правоприменением. Они формально не накладываются на эти страны. Но контролируют, как они соблюдают антироссийские санкции. То есть, исключают разные обходные пути. Здесь возникает вопрос: насколько у ЕС для этого хватит сил и средств? В любом случае, это умножает конфликты Евросоюза с различными государствами, что чревато непредсказуемыми последствиями. Неопределенностей в экономическом мире станет больше.

Источник

Похожие записи