Алексей Федорченко сравнил жизнь с колбасой, а Эйнштейна с Чиполлино

Алексей Федорченко сравнил жизнь с колбасой, а Эйнштейна с Чиполлино

Премьера фильма «Колбаса Митрофана Аксенова» состоялась в Санкт-Петербурге

В национальном конкурсе фестиваля «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге состоялась премьера нового фильма Алексей Федорченко «Колбаса Митрофана Аксенова». О герое картины мало что известно, нет ни даты рождения, ни даты смерти. Существовал ли он в действительности, а если да, то каким был, — об этом задумались теряющиеся в догадках зрители после самого загадочного киносеанса.  

Алексей Федорченко стал героем собственного фильма «Колбаса Митрофана Аксенова». Фото: пресс-служба фестиваля

Многие проверяют увиденное в интернете, и тут выясняется, что Федорченко не выдумал своего героя. Его книги существуют и их можно купить, а упоминавшийся в фильме ученый Малыкин из Нижнего Новгорода тоже не миф. Он есть и написал статью «Русский философ Митрофан Аксенов и теория относительности», хотя на экране мы его не увидим. По каким-то причинам он не смог встретиться с Алексеем Федорченко, но задал вектор дальнейших поисков, направив кинематографистов  в Баку.  

Итак, Митрофан Аксенов — реальный математик и философ конца XIX – начала XX века, имя которого непременно сопровождается  припиской «малоизвестный». И он действительно написал труд «Трансцендентно-кинетическая теория времени». Несколько его брошюр Федорченко демонстрирует на экране. Известно, что Алексей коллекционирует старинные книги, заказывает их в разных странах, покупает на мировых аукционах и  уже располагает уникальной библиотекой. А о том, как это происходит, он рассказывал в интервью «МК». При этом всякий раз одолевают сомнения, поскольку происходящее на экране кажется невероятным. Причем, вымысел воспринимается за чистую монету, а правда кажется выдумкой. 

Год назад на «Послании к Человеку» состоялась премьера грандиозного фильма Алексея Федорченко «Большие змеи Улли-Кале». Вскоре после этого он побывал со съемочной группой  в Колумбии, где снимал продолжение — «Енотовый город». Название поменялось, теперь это «Новый Берлин». Его премьера недавно прошла на фестивале «Маяк» в Геленджике. И вот уже колумбийские отголоски появились в «Колбасе Митрофана Аксенова», где некий специалист из города Картахена рассуждает о малоизвестном ученом и даже проводит какие-то параллели с Толстым. За окном у собеседника Федорченко открывается великолепный пейзаж города на берегу Карибского моря. Тут уж в душу закрадываются еще большие сомнения в подлинности происходящего.  

Мы прекрасно знаем, что Федорченко — мастер мистификаций, что блестяще продемонстрировали «Большие змеи Улли-Кале». Алексей — виртуоз мокьюментари, псевдодокументального  кино, но  всякий раз не только неофиты, но и опытные зрители покупаются на его фантасмагорические уловки. А все потому, что для Федорченко в кино реальности как таковой не существует, есть только он сам и мы, все вместе  мы и  есть настоящая реальность. 

«Новый Берлин» начинается с того, что реальный кинорежиссер Марина Разбежкина беседует со своими учениками (их подлинность не вызывает сомнений, но потом выясняться некоторые детали) и объясняет им, что реальности в кино не может быть по определению, поскольку в любом случае это взгляд и нечто конкретного кинематографиста. С верностью ее утверждения не поспоришь. Взглыд художника всегда субъективен. А дальше выпускник школы документального кино Марины Разбежкиной Виктор Шауфлер, а на самом деле актер из Екатеринбурга Сергей Колесов, и его дочь, а на самом деле актриса Дарья Коныжева, отправляются в Колумбию, чтобы найти следы сгинувшей в неизвестности родственницы режиссера – то ли тети, то ли старшей сестры  Берты. Тут уж окончательно запутываешься в деталях. Да и Марина Разбежкина хоть и реальная Марина Разбежкина, но все-таки актриса, приглашенная сыграть саму себя в предлагаемых обстоятельствах. 

Кадр из фильма «Колбаса Митрофана Аксенова». Фото: пресс-служба фестиваля

В итоге складываются две самостоятельные истории, достойные отдельных фильмов, но почему-то Алексей Федорченко их объединяет. Одна — «Тайна пятисот пропавших девственниц» — рассказывает про поиски таинственной Берты. Вторая — «Енотовый город» — посвящена таинственному городу во льдах Антарктиды, где скрываются нацистские преступники Второй мировой войны, которые молятся новым богам. Уже не фюреру, а енотам. Благодаря последним и вышла наружу эта удивительная история. Под Гродно нашли старые пленки, где все это и было зафиксировано, а хранились хроники жизни  былых «героев» под пластами льда  в местах обитания енотов. Снимал эти «свидетельства времени» прекрасный оператор Алишер  Хамидходжаев.  

Сценарий фильма «Колбаса Митрофана Аксенова» Алексей Федорченко написал со своим постоянным соавтором, а теперь и актрисой Лидой Канашовой. Вместе они реконструировали неизвестную жизнь малоизвестного человека и стали героями своего же фильма. Жанр изложения определили как кино-библио-детектив. На протяжении часа ведется воскрешение жизни забытого русского философа, предвосхитившего открытия Альберта Эйнштейна и за 15 лет до появления теории относительности издавшего труд о четвертом измерении. Федорченко находит людей в Арзамасе, Баку и Москве, которые увлечены заданной темой и располагают собственными теориями на этот счет. 

Один из них — зазывала музея эротики. Он завлекает народ на улице в феерическую экспозицию, где можно поиграть в интимные игрушки и поговорить об Аксенове. У него есть теория, основанная на том, что на самом деле никакой Аксенов не Аксенов, а всем известный судья и литератор Анатолий Кони. Но подобные изыскания представляются весьма сомнительными, и на экране появляется пара анимационных коней (раз Кони, то и буквально кони), погружающихся в пучину вод  на подводной лодке. Они утонули. 

Фанаты Аксенова — условно так их назовем — считают его первопроходцем, человеком, опередившим открытия Эйнштейна. В общем, перед нами еще один «первый на Луне». А у Федорченко был об этом ранний фильм в жанре мокьюментари, получивший в Венеции награду как документальная картина. 

Эйнштейн у Федорченко напоминает папу Чиполлино из всем известной и очень актуальной во все времена книги Джанни Родари.  На его голове, напоминающей луковицу, произрастают зеленые листья. Таким его придумала вместе с Федорченко  мультипликатор Мария Седянова.  Анимирован и Митрофан Аксенов. Он как комета пролетает за спинами Федорченко и его собеседников,  как ангел-хранитель маячит  у них за спинами.  

Мы совершаем мультипликационное путешествие по городам, с которыми связана жизнь загадочного героя, побываем в виртуальном Харькове, а потом и в Житомире, где Аксенов читал лекцию. Теперь это кажется невероятным. Да и съемочного группа Федорченко так и не добралась туда из-за всем известных событий. С экрана телевизора президент объявляет о своем решении начать специальную военную операцию. Киноэкспедиция не состоялась, а Федорченко так и остался сидеть на чемоданах. Но и воображаемого путешествия зрителю вполне достаточно. К тому же группе удалось установить даты рождения и смерти Аксенова, опираясь на самые разные документы, например, его упоминание среди выпускников  первой харьковской гимназии 1866 года. 

Все увиденное кажется грандиозной придумкой, но неискушенные зрители безоговорочного верят в  «очевидное-невероятное».  Как говорит один из героев Федорченко,  если снято, значит  было. Анимационный Аксенов  на экране летит  по линии времени, являясь иллюстрацией к собственным сочинениям. Он изучал изменение плотности и геометрии тел, движущихся относительно наблюдателя, и на экране это визуализируется. Он промелькнул и в «Новом Берлине», а теперь Федорченко попытался его воскресить при помощи нейросети. Для того, чтобы стала очевидна достоверность портрета, он заодно воспроизводит  и образ Льва Толстого. И вот результат нейросети – кривой, косой, трехглазый персонаж. Полюбим его и такого. А колбаса тут причем? Ее нарезает на наших глазах один из знатоков наследия Аксенова, рассказывая параллельно про его жизнь. Зрители дружно облизываются – колбаса такая аппетитная, копченая, ароматная. Можно кусочек съесть или вернуть на место, и возникает иллюзия, что она вновь цельная. 

Источник: mk.ru

Похожие записи