Арфист-атлет напомнил о трагедии

Арфист-атлет напомнил о трагедии

Ксавье де Местр сыграл редкую версию «Аранхуэсского концерта», написанного под впечатлением от бомбардировки Герники

Классическая музыка сродни живописи: иной раз ее нужно разгадывать, как головоломку. И если получается подобрать ключик, то мелодия раскрывается сотней смысловых оттенков и складывается в потрясающий символизмом сюжет. Так случилось и на вечере с малоговорящим названием «Инструментальная музыка в ХХ столетии», который, если вдуматься, очень точно накладывается на актуальную повестку дня. Он начался с двойственного сочинения Альфреда Шнитке, а завершился редкой вариацией «Аранхуэсского концерта» Хоакина Родриго, написанного слепым испанским композитором после страшной личной трагедии и под впечатлением от бомбардировки Герники. Обычно в этой композиции солирует гитара, однако московская публика слушала переложение для арфы — в исполнении эффектного француза, арфиста атлетического телосложения Ксавье де Местра.

Фото: Дмитрий Коробейников

Удивительно, как Юрий Башмет умеет сочетать элементы шоу с интеллектуальным подтекстом. Прошедший концерт в «Зарядье» — в рамках 3-го Зимнего фестиваля искусств в Москве — тому прямое доказательство. Первую часть хотелось слушать, закрыв глаза, чтобы уловить все нюансы сочинений Альфреда Шнитке и Дмитрия Шостаковича, во второй — смотреть во все глаза, наблюдая за сверхтехничной игрой Концерта №2 Сергея Прокофьева красавицы кореянки Е Юн Чой, которая так яростно водила смычком по струнам, что не успевала срывать с него выпадающие конские волосы. А в финале на сцене появился арфист из Франции, который словно сошел с обложки модного журнала, сел за блестящую золотом арфу и начал творить какое-то волшебство! Мужчина за таким инструментом — большая редкость, а тут еще и такой качок-красавец. Французская звезда произвела фурор: женская половина зала охала и ахала, мужская — молча завидовала. Но играл Ксавье отлично, эмоционально и душевно, так что все зрители остались под впечатлением от увиденного и услышанного.

Впрочем, за эффектной «картинкой» стоит нечто большее, перекликающееся с днем сегодняшним. Здесь уместно вспомнить Моцарта, который сказал: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту — то тут, то там знаток получит подлинное удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему…» Только на первый взгляд первое отделение было для ценителей, а второе — для всех-всех-всех. Да, сегодня, спустя 24 года после смерти Альфреда Шнитке, не каждый воспринимает его авангардные сочинения. А тут еще столь надрывное и противоречивое сочинение 136. Заметим, что Ксения Башмет виртуозно справилась со сложной сольной партией для фортепьяно, да и оркестр «Новая Россия» был на высоте. Но здесь хотелось бы вспомнить контекст.

Этот концерт был написан Шнитке в 1979 году. Исследователи считают, что в этом, как и во многих других сочинениях композитора, существенно влияние книги Томаса Манна «Доктор Фаустус», который по-новому интерпретирует тему борьбы доброго и злого начал в душе человека. Это вечное метание и тщетные поиски гармонии отражены в музыке. Тема Фауста, проходящая красной нитью через все творчество Шнитке, неслучайна. Двойственность ощущения собственного «я» сопровождала его всю жизнь, о чем он писал в своих воспоминаниях: «…я не русский, и отсюда у меня постоянные проблемы самосознания, как и комплексы из-за моего немецкого имени. Моя иудейская половина тоже не дает мне пристанища, ведь я не знаю ни одного из трех иудейских языков — при этом обладаю ярко выраженной еврейской внешностью. Все еще более запутанно и осложнено тем, что мой еврей-отец родился в Германии и говорит по-немецки лучше, чем мать. К тому же война — именно с Германией, и чувство того, что ты — немец». И сегодня двойственность внешнего фона и внутреннего самосознания ощущается как никогда остро.

Фото: Дмитрий Коробейников

Финальная вещь, исполненная на концерте, наполнена той же тревожной темой. С одной стороны, в сочинении Хоакина Родриго много вдохновляющего, особенно в начале, с другой — это очень драматическая вещь. Название концерта отсылает к воспоминанию композитора о медовом месяце, который он и его избранница, турецкая пианистка Виктория Камхи, провели в садах испанского Аранхуэса. Позднее Родриго рассказывал, что на написание произведения его вдохновили аромат магнолий, журчание фонтанов и пение птиц этого места. Источником его вдохновения всегда были лишь звуки и запахи, потому что композитор был слеп. Он потерял зрение в трехлетнем возрасте — после того как переболел дифтерией. Но вторая часть мелодии выдает трагические события, о которых Родриго предпочитал молчать — за него говорила музыка. В то время в родной для композитора Испании бушевала гражданская война, в которую вмешалась Германия и атаковала с воздуха Гернику. Это самый первый акт воздушного террора в истории человечества, который потряс многих: Пикассо отозвался на событие своим знаменитым черно-белым кубическим полотном, а Родриго — вот этим сочинением. Но есть в этой истории и личный печальный мотив: супруга слепого композитора заболела, находясь в положении. Врачи сообщили маэстро, что оба не выживут. И все-таки Виктория осталась жива, а ребенок — нет. Однако когда Родриго сочинял этот концерт, супруга забеременела вновь. Вся эта двойственность — печаль о потерянном, радость обретенного, скорбь о погибших в Гернике, предчувствие надвигающейся Второй мировой войны — соединились в сложной музыке. «Аранхуэсский концерт», премьера которого состоялась в 1940 году, принес композитору всемирную славу. Это одно из самых исполняемых произведений для классической гитары. Однако переложение для арфы, написанное Родриго в 1974 году, играют редко. И Ксавье де Местр справился с партией блестяще, доказав, что он не только красавчик, но и виртуоз (не зря на его счету множество побед в международных конкурсах).

Стоит заметить, в этом году исполняется 85 лет с момента воздушного налета на Гернику, так что, кажется, «Аранхуэсский концерт» включили в программу не случайно. Сейчас, когда в мире столь напряженная обстановка, самое время вспомнить о прошлом опыте самым мирным — инструментальным, эффектным, метафорическим — способом.

Источник: mk.ru

Похожие записи