ПОСЛЕДНЕЕ
Балет французского хореографа Лакотта вернулся в репертуар Большого театра

Балет французского хореографа Лакотта вернулся в репертуар Большого театра

Любовь на фоне разбоя

На Исторической сцене Большого театра после восьмилетнего перерыва возобновили знаменитый балет французского хореографа Пьера Лакотта «Марко Спада», поставленный когда-то на Рудольфа Нуреева. «Марко Спада», известный также как «Дочь бандита» — второй балет Лакотта, поставленный для первого театра страны. В афишу балет вернулся взамен перенесенного на следующий сезон ранее объявленного балета «Пиковая дама» Юрия Посохова.

Маркиза Сампьетри — Мария Виноградова. Граф Пепинелли — Егор Геращенко. Фото Дамира Юсупова / Большой театр.

Возобновление происходило на фоне заканчивающихся одна за другой лицензий на другие балеты зарубежных хореографов и невозможности их продления. Тем более, что и Пьер Лакотт совсем не возражал. 91- летний мэтр французского балета обожающий Россию и русскую культуру охотно дал свое согласие. Но до премьеры не дожил два месяца.

В 2013 году балет был поставлен по инициативе тогдашнего худрука Большого Сергея Филина. Не смотря на заключенный тогда контракт, по которому спектакль мог показываться здесь в течении 7 лет, шел он совсем недолго. Всего около двух сезонов. Причиной тому подводные камни театральной политики, смена руководства балета и театра в целом, введение в репертуар театра другого супер популярного балета Лакотта «Дочь фараона».

«Марко Спада» — единственное полномасштабное сочинение знаменитого в ХIХ веке оперного композитора Даниэля-Франсуа-Эспри Обера в хореографическом жанре. В 1857 году он переработал свою оперу «Марко Спада, или Дочь бандита» в балет. Хотя слово «сочинение» тут не совсем уместно. Перед нами скорее набор фрагментов из самых разных популярных произведений этого композитора.

Автором ещё оперного либретто выступил один из самых плодовитых французских драматургов и либреттистов Эжен Скриб, известный в России экранизацией его популярной пьесы «Стакан воды». Сюжет с привлечением всевозможных разбойников и бандитов был в моде XIX века.

Хореографом нового балета стал Жозеф Мазилье — главный балетмейстер Парижской Оперы, а в прошлом основной партнер самой Марии Тальони и первый исполнитель партии Джеймса в «Сильфиде». Мазилье был автором таких популярных и ныне балетов как «Пахита», «Влюбленный бес» (В России он известен под именем «Сатанилла») и «Корсар», частично  дошедших до нас в хореографии Мариуса Петипа.

Анжела — Екатерина Крысанова. Марко Спада — Игорь Цвирко. Фото Елены Фетисовой / Большой театр.

Поговаривают, что идея «Марко Спады» принадлежала императору Наполеону III. Тогда на сцене Гранд Опера соперничали две популярные в Париже танцовщицы – Амалия Феррарис и будущая первая Аспичия в балете Петипа «Дочь фараона» Каролина Розати. Чтобы сравнить примадонн, император пожелал видеть на сцене сразу обеих.

Со временем «Марко Спада» затерялся в балетной истории и от балета осталось одно название, музыка Обера, сценарий Скриба и газетные рецензии. Но это обстоятельство не могло остановить такого любителя и знатока балетной старины как Пьер Лакотт, заново поставившего этот балет в 1981 году в Римской опере. Мировая премьера была приурочена к 200-летию композитора. Балет Лакотт создавал для тогда уже смертельно больного своего друга Рудольфа Нуреева. Нуреев станцевал его с супругой Лакотта Гилен Тесмар.  В роли князя Федеричи выступил ещё один популярный балетный танцовщик Микаэль Денар.

А через четыре года, будучи уже руководителем Парижской оперы Нуреев перенесет поставленный на него балет и в эту обитель классического танца. Он так рвался танцевать балет «Марко Спада», что даже написал перед началом постановки расписку усомнившемуся в нем Лакотту, что сможет исправно посещать репетиции, а не разъезжать «по континентам», как это он делает обычно. Расписка была написана прямо на куске бумажной скатерти в ресторане, где они с Лакоттом ужинали: «Я Рудольф Нуреев, обязуюсь в течении месяца ежедневно присутствовать в Риме на репетициях балета «Марко Спада». Эта записка не сохранилась, а вот балет засняли на пленку.

С тех пор «Марко Спаду» неоднократно возобновлялся на разных сценах мира. А много лет спустя, в 2013 году, в память о своем друге Лакотт поставит балет и в Большом театре. По просьбе Сергея Филина хореограф для Исторической сцены даже несколько укрупнил своё произведение: создал роли четырех подружек маркизы и хореографию двух друзей Марко Спады, а также па-де-де Спады и его дочери Анжелы во втором акте, заменив музыку вариаций из «Большого классического па» Обера-Гзовского, известной в России каждому балетоману, на менее знакомую музыку Обера.  В том же втором акте Лакотт расширил и партии дочери губернатора маркизы Сампьетри и её жениха князя Федеричи, и так же поставив для них вариации.

«Марко Спада» — балет долгоиграющий и многонаселенный, в трех действиях, продолжительностью более трех часов, с придуманными самим Лакоттом костюмами и декорациями. Действие происходит то на городской площади, то в шикарном поместье Марко Спады, то во дворце на балу у губернатора, с поражающими воображение мерцающими на многочисленных люстрах свечами, то в находящемся в горном ущелье лагере бандитов. Впрочем, с предыдущей премьеры удалось восстановить не всё. Почему-то подвела машинерия. И пиршественный, празднично убранный стол в особняке бандита, который раньше чудесным образом вырастал из-под сцены, теперь буднично выезжает из правой кулисы.

Сюжет «Марко Спада» настолько запутан, что нет смысла его пересказывать. Отметим лишь, что в балете 5 (!) центральных персонажей: и главный — сам Марко Спада, ведущий двойную жизнь – бандита и аристократа. Водевильная история, правда, имеет плохой конец – в результате боев с правительственными войсками Спада (такой герой существовал в действительности) погибает. Можно, пожалуй, и не сомневаться в том, что зритель в этих перипетиях разбираться не будет, поскольку такое занятие для балетов Лакотта дело второстепенное. Здесь главное – завораживающие взор водовороты танца пронизывающие каждую пору этого спектакля. Балет Лакотта предназначался для развлечения и главное его достоинство, зрелищность и танцы. Впрочем, они же и главный недостаток.

На стилизацию «под Мазилье» тут нет даже намека – пантомимные сцены сведены к минимуму, зато героиня запросто крутит изобретенное значительно позднее фуэте. В большом обилии тут гран-пируэты, антраша, гран жете по кругу… И рябит здесь в глазах не столько от красоты и великолепия шикарных декораций или пышности костюмов, придуманных Лакоттом в стиле эпохи, сколько от излюбленной им фирменной французской мелкой «партерной» техники, к блеску которой хореограф приучил публику Большого ещё со времен «Дочери фараона». Изящное французское танцевальное «чистописанье» нередко принимает у Лакотта формы настоящей графомании. Сильно осовремененная ажурная французская «мелочь», из которой составлены танцы и наезжающие друг га друга вариации в этом балете, конечно, восхитительна и виртуозна, но в больших количествах может утомить неискушенных зрителей.

Все это мельтешение, однако, нисколько не мешает наслаждаться как самим балетом, так и работой артистов. Как и десять лет назад танцовщики буквально купаются в танце, и, сравнивая разные составы (их к премьере подготовлено четыре), нелегко прийти к заключению, кто же виртуознее всего справляется с лакоттовскими па старинной французской выделки. 

Составы были подобраны таким образом, чтобы в каждом из них наряду с дебютантами, танцевали артисты, которые были заняты в спектакле ещё при Пьере Лакотте. Из двух составов, что мне удалось посмотреть, первенство я бы отдал тому, где главную партию исполнял Дмитрий Смилевски, молодой танцовщик работающий в театре всего четвертый сезон, но уже недавно возведенный в ранг премьера. Не смотря на неопытность, он почти не проигрывал в актерской игре такому многоопытному танцовщику как Игорь Цвирко, готовившему партию Марко Спады ещё с самим Лакоттом в 2013 году. А что касается филигранности и выделке бесконечных заносок, антраша, эффектных круговых движений ногой в воздухе  рон-де-жамб-ан-лер (любимое нуреевское движение) и прочей французской мелочи, которой от Лакотта требовал усложнить партию бескомпромиссный Рудольф Нуреев, так здесь молодой танцовщик своего опытного коллегу во многом даже превзошел. 

Марко Спада — Игорь Цвирко. Фото Дамира Юсупова / Большой театр.

Соревновался с этим молодым артистом в блеске и отточенности французского чистописания и другой обращающий на себя внимание танцовщик Денис Захаров, исполнявший роль влюбленного в дочь бандита князя Федеричи. Что же касается самой Анжелы то в этой партии были хороши и обаятельны и Екатерина Крысанова, танцевавшая эту партию 10 лет назад, и Елизавета Кокорева дебютировавшая в ней впервые. В партии дочери губернатора маркизы Сампьетри предстали Мария Виноградова и Кристина Кретова, обе танцевавшие эту роль ещё при Лакотте. Обе смогли найти для неё необходимые краски и нюансы, чтобы отличатся в трактовке, и обе превосходно провели её чисто технически. Охотящийся за разбойничьей шайкой с целым полком солдат и попутно влюбленный в эту самую маркизу драгунский капитан Пепинелли был заоблочно техничен в исполнении у Алексея Путинцева. Даже «мелкокалиберность» его фактуры на фоне гренадерского роста подчиненных ему солдат была здесь в плюс и придавала комичности.  Но всё же Егор Геращенко был в этой партии ещё более точен, органичен и забавен, обнаружив при этом разноплановость своего дарования.

Превосходны были в премьере исполнители не только главных партий, но и вторых ролей. Например, изыскано и виртуозно провели па- де-де Жениха и Невесты в первом акте Марк Чино и Елизавета Крутелева, а в другом составе Иван Сорокин и София Маймула. А вышколенный кордебалет Большого театра и вообще был выше всех похвал. 

Источник: mk.ru

Похожие записи