«Действующие лица» меняются в лицах

«Действующие лица» меняются в лицах

Крупнейший драматургический конкурс на пороге совершеннолетия

Международный конкурс русскоязычной современной драматургии «Действующие лица» отметил свое 20-летие и вступил в новый этап жизни. И это не просто формальность, связанная с тем, что конкурс разменял третий десяток. Перемены, происходящие в театре, в культуре, в искусстве, но главное — в самой жизни, не могут не отражаться на формате конкурса, который всегда был выразительным лицом актуальной драматургии, рождавшейся на русском языке. Сегодня «Действующие лица» предъявляют новый уровень требований к авторам – как на уровне содержания, так и на уровне формы.

Валерия Ланская и Иван Мамонов в спектакле «Женское счастье», фото Петр Захаров

2003 год. Рождение.

Театр «Школа современной пьесы» (ШСП), созданный в 1989 году с радикальной программой под девизом: «Никакого Шекспира или Островского! На сцене — только свежеиспеченные пьесы, которые никто, никогда, ни за что, нигде и никак не ставил!» И ведь получилось поначалу. Но уже спустя чуть более 10 лет, создатель театра и режиссер Иосиф Райхельгауз, объявивший столь жесткий и амбициозный манифест для русского репертуарного театра, почувствовал дефицит современных драматургических шедевров. Нужен приток свежих сил, новых текстов. Кто-то должен прийти на смену новой драме первой волны, где были мощные фигуры: Петрушевская, Славкин, Ремез, Злотников… в тот момент на память приходит саркастический Хармс: Когда же это кончится? Тут все и кончилось». Но верить в это не хотелось. И конкурс «Действующие лица» начал собирать в свои сети поток драматургической «рыбы». Наряду с графоманской плотвичкой обнаруживались интересные и яркие авторы. Многие из них до сих пор составляют цвет современной российской драматургии. Например, Елена Исаева. «Про мою маму и про меня» — эта пьеса получила первое место в самом первом конкурсе «Действующие лица». Сегодня поэт, драматург Елена Исаева – одна из самых востребованных авторов, чьи пьесы идут на разных сценах России.

В жюри конкурса — известные артисты, режиссеры, драматурги: Сергей Юрский, Ксения Драгунская, Михаил Угаров, Альберт Филозов… Увы, всех их сегодня уже нет с нами. Конкурс имеет крепкую финансовую поддержку, лауреаты трех первых премий получают хоть и скромное, но все же ощутимое вознаграждение. Тучные времена продолжаются до 2008 года. Но… Ничто не вечно под луной. Руководство театра в середине конкурсной гонки, когда нужно определять лонг-лист – на конкурс поступило уже более 500 пьес — принимает решение конкурс закрыть.

Дмитрий Астрахан, фото предоставлено пресс-службой театра на Трубной

2008 год. На грани смерти. Новая концепция.

Что же произошло? Все весьма прозаично. 2008 год ударяет по всем экономическим кризисом. Конкурс теряет финансирование. Государственный театр не имеет возможности субсидировать что-то кроме своей основной деятельности.

Екатерина Кретова, арт-директор конкурса «Действующие лица»:

«Я только что пришла в театр «Школа современной пьесы» в качестве завлита и сразу столкнулась с катастрофой: надо закрывать конкурс. А ведь пьес прислано пятьсот с лишним!!! Эксперты что-то прочитали, что-то не успели. Платить им нечем. Членам жюри тоже платить нечем. Ну и денег на премии драматургам, разумеется, ноль. С этим невозможно было смириться. Как говорил Остап Бендер, «нужна идея». И она родилась.: ее принес маргинальный парень, который начинал входить в моду в актуальном драматическом театре – режиссер Филипп Григорьян с текстом Павла Пряжко «Поле». И тогда в моем сознании все срослось: у нас теперь будет молодежное жюри, которому платить не надо. И драматургам-победителям тоже платить не надо: ведь самая главная награда для драматурга – увидеть свою пьесу в виде спектакля. Так возник «Класс молодой режиссуры» – одна из первых режиссерских лабораторий, где десять молодых режиссеров показывали на совсем небольшой сцене «ШСП» десять коротких эскизов по пьесам конкурса «Действующие лица», которые они сами и отобрали. Одна из заявок получала право на постановку. И это сработало!»

После запуска ежегодного конкурса режиссерских заявок «Класс молодой режиссуры» в репертуаре «Школы современной пьесы» появились реальные современные пьесы в реально современных интерпретациях реально молодых режиссеров. И многие их них получили признание зрителей и критиков: «Здесь живет Нина» Полины Бородиной в постановке Евгения Кочеткова (сегодня Кочетков — главный режиссер Воронежского ТЮЗа), «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой в постановке Филиппа Гуревича, «Отщепенцы» Александры Фоминой в постановке Галины Зальцман. До сих пор в репертуаре театра успешные и кассовые спектакли «Дурочка и зэк» Владимира Лидского (режиссёр Виктория Печерникова), «Женское счастье» Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой ( режиссёр Мария Федосова).

2022 год. Перемен требуют наши сердца.

В 2022 году все поменялось. Кто-то, возможно, этого не заметил, но только не драматурги. Конкурс «Действующие лица» является великолепным свидетельством эпохи. Тексты, присланные авторами, могут быть слабыми, несовершенными, наивными и даже графоманскими. Но все они – безусловный продукт своего времени. Пьесы написаны здесь и сейчас, от души и от сердца. Как ни странно, чем слабее текст, тем больше в нем сегодняшних реалий, не замутненных талантом и индивидуальностью автора.

Финал 20-го юбилейного конкурса провели по новым правилам, которые, как известно, всегда бывают хорошо забытыми старыми. Вернулся формат жюри: группа солидных мэтров разных областей театрального искусства вместо буйных, ниспровергающих авторитеты молодых режиссеров, придирчиво прочитала лонг-лист и выбрала всего восемь пьес — отбор был строгим. Юбилейный сборник «Лучшие пьесы года», который издается при содействии Российской государственной библиотеки искусств, главного партнера театра, вышел в роскошной золотой обложке. И что же дальше?

Дмитрий Астрахан и Ада Колганова, директор РГБИ, член жюри, фото предоставлено пресс-службой театра на Трубной

2024 год. Театр для зрителей.

Театр в последние 30 лет существовал в двух измерениях. Редко, когда они совпадали, чаще – были диаметрально противоположны друг другу. Одно измерение – зрительское, традиционное, человеческое. Классическая пьеса или современная, переводная или русскоязычная в таком театре превращалась в спектакль, ориентированный на зрительское восприятие. Этот спектакль вовсе не должен был быть примитивным. Он мог быть весьма сложным по языку и по технологиям. Главное, что его цель – это воздействие на массового зрителя, интеллектуальное, эмоциональное, художественное. Это – честный театр. Второе измерение – театр для экспертного сообщества. «Фестивальный формат» — этот термин придумали сами эксперты, чтобы оправдать искусство для своего узкого круга, которое они подняли на щит и превратили в мейнстрим. Такому театру давали премии, о нем писали статьи. Сегодня постепенно, осторожненько ситуация меняется. И конкурс «Действующие лица», который всегда, на протяжении всего своего существования отличался человечностью и традиционностью, занимает в этом процессе важное место.

Впервые на конкурс принимаются не только пьесы, но и заявки. Дмитрий Астрахан, художественный руководитель театра на Трубной (новое название «Школы современной пьесы»), второй год возглавляющий «Действующие лица», предложил участникам новый формат, который дает возможность драматургам более свободный и интересный для творческой реализации путь к сцене. Заявка на пьесу – как  форма давно принята в мире кино, в театре же это пока – свежая идея. 

Жюри конкурса «Действующие лица – 2023 года» уже рассматривает и пьесы, и заявки. Театр на Трубной, в афише которого сегодня появилась русская и зарубежная классика, а также переводная драматургия разных эпох, продолжает оставаться школой современной пьесы и ищет талантливый драматургический материал, рассказывающий о наших современниках. Написанный ярко, смело, искренне и правдиво. Для зрителей. Для людей. А не только для «экспертов».

Источник: mk.ru

Похожие записи