Игра воображения Александра Грибоедова: ради писателя кино скрестили с театром

Игра воображения Александра Грибоедова: ради писателя кино скрестили с театром

В финале литературного киносеанса постановщики поставят театральную точку

В ДК «Рассвет» представили спектакль об авторе «Горе от ума» Александре Грибоедове, и советском писателе Юрии Тынянове, написавшем о нем роман. Последний — не является той культовой фигурой российской культуры, которой режиссеры посвящают кино, сериалы, балеты. Тем более факт открытия старого/нового имени заслуживает как минимум внимания. На премьерном показе спектакля с трудным для запоминания названием — «Юша, Юр, Юрина и Александр Сергеевич» — побывал обозреватель «МК». 

Фото: pixabay.com

Юша, Юр, Юрина — так называли в семье будущего писателя его домашние. Но кто такой Юрий Тынянов хорошо знают филологи, ценители литературы. Массовому же читателю и зрителю имя Тынянова, честно скажем, мало что скажет. А между тем это был образованнейший человек, заметная фигура в литературном процессе своего времени: до революции закончил исторический факультет (славяно-русское отделение) Петербургского университета, остался там работать. А после революции трудился в Коминтерне, сначала переводчиком французского отдела, затем его заведующим. Был заметным теоретиком и историком литературы, входил в общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ).

Научное исследование и проза переплелись в его работах, как близкие, и, главное, любящие друг друга родственники. Что и показал его первый яркий роман «Кюхля», посвященный другу Пушкина и декабристу Ивану Кюхельбекеру. А через шесть лет выходит второй исторический роман писателя — «Смерть Вазир-Мухтара», открывший читателю личность Александра Грибоедова. Автор «Горя от ума» — комедии на все российские времена, предстал совершенно незнакомым, интересным и сложным человеком. Тому, как Тынянов сочинял своего Грибоедова, и посвящен спектакль.

Его играют в новом, совсем не театральном пространстве — в ДК «Рассвет», в модном кластере в районе 1905-го года. И было бы странно, если бы там показывали просто нечто традиционное (со знаком плюс или минус). Создатели проекта — автор идеи и постановщик Андрей Стадников, продюсер Лина Арифулина — предпочли соответствовать новому пространству и представили киноспектакль. Но это стало понятно не сразу — спектакль раскрывался как цветок.

Более того, первая сцена не обещала ничего необычного: группка молодых людей в костюмах по моде 20-30-х годов за столом ведут литературный спор, обозначая его мало что говорящими репликами — что-то литературно-радикальное. Потом по очереди спускаются с невысокой сцены в зал, где для них освобождены первые ряды. Они занимают места, как самые обычные зрители, но через некоторое время возвращаются на сцену, а потом снова в зал. Главная сценическая декорация здесь экран, на котором параллельно пойдет фильм, который чем дальше, тем больше смыслово увяжется с тем, что происходит на сцене.

Замечу, что на экране не видеоконтент, какой часто использует театр как визуальный эффект,  дополняющий содержание или совсем не связанный с ним. Или как крупный план актеров, онлайн выведенный на экран для усиления эффекта. В данном театре киночасть снята заранее: его главный герой — драматург, дипломат, композитор Александр Грибоедов, о котором сочиняет свой роман Юрий Тынянов. Как он, собственно, сочиняет игру его воображения  и попытались показать в кино/спектакле. 

Мизансцены (одна повторяет другую) статичны: слева от экрана за столом за  допотопной пишущей машинкой Тынянов, к которому подсаживается один из персонажей его будущей книги. Писатель всматривается в него, изучает — что,  мол,  за фрукт, а персонаж — в писателя, и вскоре тот появится в очередном сюжете на экране уже в связи с Грибоедовым:  с ним или без него. Таким образом у режиссеров Стадникова и Алисы Кретовой выстраивается  многослойная  конструкция: на экране Грибоедов со своей жизнью (личной, государевой службой), на сцене — Тынянов, сочиняющий о нем  своих исторических персонажей,  с повествованием. Но ещё и с собственной жизнью, отражённой на экране перепиской с Виктором Шкловским, фрагментами из его же книги («Смерть Вазир-Мухтара», а также книги о нем, как о писателе и учёном). А он и был писатель и ученый, и потому его труды так интересно читать, например, исследование «Гоголь и Достоевский» 1921 года. В них не просто полет фантазии, которая несет автора и часто заносит, а алгеброй он поверял гармонию. 

«Всего труднее человеку поверить в факт, факт его существования, — пишет он в «Смерти Вазир-Мухтара». — Но насколько верст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду.  Этот человек, конечно, может сказать и о будущем: вот ты не родился еще, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду». 

На экране завтрак (а, может, и обед) у Фаддея Булгарина, того самого который в альманахе «Русская Талия» почти 200 лет назад напечатал отрывки из «Горя от ума». Целиком печатать комедию, как известно, цензура запретила, и она ходила по Москве в рукописных списках. 

Параллельно у писателя развивается страшная болезнь — рассеянный склероз, о чем он пишет другу и коллеге Шкловскому, и все же продолжает работать. А на экране черно-белые  кадры с  жизнью Александра Сергеевича Грибоедова. 

В кино тоже минимализм — мизансценический, текстовой и с преобладанием белого цвета и света над черным. Процесс сочинения, как и история двух соотечественников, не встречавшихся в жизни, но встретившихся в пространстве кино/театра, представляется весьма интересным и тонко выстроенным.

Один актер — Петр Скворцов исполняет, и очень хорошо, роль Тынянова и Грибоедова, что вполне обосновано. Его непростой характер, сложные отношения с Телешовой (Айна Арифулина), спор с Карлом Нессельроде (Давид Каас), монолог Петра Чаадаева (Юрий Межевич) и другие — сплошь  все лица русской истории. Наконец, назначение секретарем русской миссии в Персии, где он спустя полгода будет зверски убит. 

Кино кином, а в финале литературного киносеанса постановщики поставят все же театральную точку — пародируя комедию Дель Арте, артисты разыграют несколько фрагментов из  «Горя от ума», поместив его как бы в  теневой театр. 

Источник: mk.ru

Похожие записи