ПОСЛЕДНЕЕ
Иностранные авторы музыки не досчитались миллионов из России

Иностранные авторы музыки не досчитались миллионов из России

Репутация оказалась важнее денег

Итоги 2022 года стали малоутешительными для иностранных авторов, получающих из России выплаты за свою музыку. По отчетам Российского авторского общества (РАО) иностранные правообладатели получили чуть меньше двадцати одного миллиона рублей, хотя годом раньше их российская прибыль превышала сто тридцать один миллион. У подобного падения доходов есть свои объяснения.

Фото: freepik.com

По закону об авторском праве отчисления в РАО обязаны делать телеканалы, радиостанции, студии, производящие фильмы и сериалы, а также те сферы бизнеса, где используется фоновая музыка: рестораны, клубы, бары, отели, спортзалы и так далее.

По официальной статистике отчисления в РАО за 2022 год в целом схожи с цифрами 2021 года, однако суммарные выплаты российским и иностранным авторам уменьшились. Впрочем, самой заметной тенденцией стало резкое сокращение, почти в шесть раз, выплат иностранным правообладателям.

Подобную ситуацию многие объясняют изрядно выросшей долей российской музыки. В такой оценке есть некий патриотический оптимизм, но популярность местного продукта мало сочетается с уровнем авторских отчислений иностранным музпроизводителям. Сама тенденция, по которой к российской музыке наметился повышенный интерес, появилась до 2022 года. Еще в мирное время доля наших артистов в стриминге доходила до семидесяти процентов, и события в Украине не стали здесь триггером.

В то же время радиорынок, отчисления которого являются немалой частью авторского пирога, кардинально не изменился. Иностранной музыки в местном эфире по-прежнему много, она явно не из Китая и Индии, и за ее использование в любом случае должны исправно платить. Но делать это стало не так-то просто.

«После начала СВО физическая отправка денег за границу была заморожена, — сказал в беседе с «МК» пожелавший остаться неизвестным эксперт по музыкальному праву. — Весной 2022 года появился механизм расчета с так называемыми недружественными странами. Теперь РАО, как и любая другая организация, должна отправлять деньги на особый счет «О» откуда их могут забрать правообладатели, и понятно, что основные из них относятся к странам блока НАТО. Правда, чтобы получить авторские, нужно выразить либо лояльность, либо нейтральность актуальной позиции России. В данной ситуации репутация для западных правообладателей значительно важнее денег, и именно поэтому доля дошедших до иностранных авторов из недружественных стран отчислений снизилась в несколько раз.»

Подобной ситуации довольно трудно дать объективную оценку, все-таки правообладатели никогда ранее не делились на дружественных и недружественных. Сейчас даже суды в спорных ситуациях видятся маловероятными. Самыми яркими приметами новой музыкальной эпохи для России можно назвать многочисленные афиши, рекламирующие симфонические концерты, на которых будут исполняться хиты западных звезд.

Подобные проекты раньше требовали одобрения оригинальных исполнителей этой музыки. Но сейчас очевидный конфликт интересов вряд ли дойдет до суда в Москве, или тем более в Лондоне. Своего рода ирония заключается в том, что авторские не утаиваются. Их просто не спешат забирать в сложившейся ситуации.

Источник: mk.ru

Похожие записи