ПОСЛЕДНЕЕ
Как идет реконструкция родового дома Вахтангова во Владикавказе

Как идет реконструкция родового дома Вахтангова во Владикавказе

Основные работы закончены

Рыбий хвост. Кабинет великой актрисы. Никаких архивных документов. Все это сошлось в одном доме, что стоит на углу Армянской улицы и улицы Чермена Баева во Владикавказе. Дом уникальный — в нем родился и до 20 лет жил Евгений Вахтангов, прославивший отечественное театральное искусство. Пять лет назад Театр Вахтангова, вступивший в свое второе столетие, принял решение вернуть этот дом своему основателю. Расселили коммунальные квартиры и начали полномасштабную реконструкцию. За ходом восстановительных работ с самого начала пристально следит обозреватель «МК».

Директор театра Кирилл Крок с очередной инспекцией во Владикавказе. фото: пресс-служба театра

Во Владикавказе в начале осени жарко, как в Москве летом. Дом из красного кирпича, фасадом своим выходящий на стремительный Терек, уже освободился от лесов и строительных сеток. Исчез желтоватый цвет с фасада и вывеска кафе на первом этаже под названием «Турандот», как, собственно, и само кафе. Теперь фасаду возвращен первоначальный благородный терракотовый цвет.

— Что происходит здесь сегодня, какой этап работы? — спрашиваю я директора Вахтанговского театра Кирилла Крока. Раз в месяц со специалистами на один, максимум два дня он прилетает во Владикавказ. На этот раз прибыл с главным художником театра Максимом Обрезковым.

— Все основные работы по возведению стен, опор закончены. Уже вовсю идут отделочные работы: видишь, докрашивают потолки и стены. Пошли смотреть.

Через деревянные ворота, исторические и уже восстановленные, попадаем в небольшой дворик. Сюда входил гимназист Женя Вахтангов, когда возвращался домой из гимназии, где считался местной знаменитостью. Но не потому, что ходил в отличниках, а потому, что с детства проявлял артистические способности, особенно склонен был к пародиям и имитациям. В воспоминаниях его современников сохранились записи о том, как весь класс буквально умирал от хохота, когда Женя показывал учителя математики — голос, манеры точь-в-точь. А учитель как раз в этот момент входил в класс. Обалдел то ли от силы таланта пародиста, то ли от его наглости. В результате пародист был наказан.

Там, где еще совсем недавно все было завалено строительным мусором, чистота. На первом этаже согласно плану разместится арт-кафе, или, точнее, камерный театральный зал, которое не во всем, но во многом зеркально повторяет арт-кафе в московском театре. Прежде всего по внутреннему своему устройству — столиками на сто мест, небольшой эстрадкой и закулисной частью с гримеркой. А вот цвет интерьера несколько иной: не кобальтовый, а разновидность зеленого, как исторический в фойе театра. Тем более что и рамы уже заказаны в зеленом колере и часть деревянной отделки тоже. Кстати, рамы на окнах первого и второго этажей восстановлены по двум чудом сохранившимся. По словам директора, все коммуникации уже заведены, так что душевой и стиральной машиной для костюмов можно пользоваться. Предусмотрена и зона для разгрузки декораций.

Фасад дома Вахтангова. 2020 г. Фото: пресс-служба театра

— Помещения такого формата во Владикавказе еще нет, — продолжает свою экскурсию Крок. — Эта площадка будет работать каждый день, и два-три раза в неделю здесь будут проходить концерты и театрализованные программы, организованные силами артистов Театра Вахтангова и местных артистов.

Кстати, для гастролеров на втором этаже приготовлено шесть номеров на 12 человек. Но туда мы еще не поднимались.

Что и говорить, время и люди не пощадили родовой дом Вахтанговых: из подлинного здесь только два фасада, два окна и входная дверь. Фасады отреставрированы, и на одном из них мне не без гордости показывают рыбий хвост. К водным позвоночным животным рыбий хвост не имеет отношения — так местные строители называют маленькую хитрость исторической кирпичной кладки, и выглядит она так: между двумя рядами кирпичей клали один булыжник и заливали цементом, таким образом экономя на дорогостоящем кирпиче. Его в позапрошлом веке из местной глины производил завод немца барона Штенберга. На стенах Вахтанговского дома сохранилось два таких «хвоста». Строители их от песко-струили, покрыли лаком и оставили на всеобщее обозрение.

По словам директора Вахтанговского, самой большой неожиданностью при реконструкции стала необходимость поправки на сейсмоопасность.

— Когда мы со специалистами вошли в дом и начали обследование стен, фундамента, то пришли к выводу, что нужно оставить только стены, а внутрь вставить железобетонную «табуретку». При малейшем сейсмическом колебании без такой «табуретки» все, что находится внутри, рухнет и сложится как карточный домик. Поэтому углубили котлован, отлили фундамент, сделали стягивающий пояс и уже заново возвели перекрытия с опорными железобетонными колоннами. Так что между первым и вторым этажами, между вторым и чердаком есть железобетонные перекрытия.

То же здание в 2022 г. Фото: пресс-служба театра

По лестнице, которая еще не имеет перил, поднимаемся на второй этаж — его называют «мемориальный». Он посвящен семье фабриканта Багратиона Вахтангова, у которого жена и трое детей — две девочки и мальчик. Мальчик должен был стать наследником капитала, надеждой семьи. Он надежд не оправдал — жизнь посвятил театру.

Солнечный свет, которого в сентябре еще много во Владикавказе, буквально заливает второй этаж. Он готов под покраску и представляет собой анфиладу комнат. Но насколько они соответствуют своему историческому расположению? Ведь известно, что практически никаких документов, планов дома не сохранилось.

— Действительно, ничего не сохранилось, поэтому мы в своих действиях ориентировались по окнам и по фасаду, — говорит художник Максим Обрезков. — Фасад разбит на пять частей, и мы предполагаем, что именно столько комнат и было в Доме Вахтангова. Решили, что в обязательном порядке здесь должен находиться кабинет отца и комната его единственного сына.

— Но вы как-то учитывали, что между ними были очень сложные отношения, практически разрыв?

— Да, поэтому комнаты разнесены, находятся в разных крыльях дома.

Сложные отношения — это мягко сказано, там конфликт поколений. Отец мрачный, вечно занятый на фабрике. Понятно, что его, как человека дела, раздражало легкомыслие сына. У того на уме никому не нужные театральные кружки и спектакли, игра на мандолине… Когда Евгений уже перебрался в Москву и там обвенчался, отец проклял его. Правда, спустя какое-то время все же простил и принимал у себя в доме молодых, приезжавших раз в год во Владикавказ. Но на семейных обедах, судя по воспоминаниям самого Евгения Багратионовича, особой радости не наблюдалось. Отец писал сыну: «Я один, мне некому помочь…» А сын в это время ставил в Москве водевили, работал в Первой студии МХТ. Что и говорить, семейная драма…

Гимназист Женя Вахтангов.

А Максим Обрезков продолжает:

— В комнате отца должна быть более строгая обстановка, и мы подберем в нее антикварную мебель того периода, она будет в темно-бордовой обивке. Но тут вот какое дело — сам дом диктует то, как он должен формироваться и чем насыщаться.

А вот и общая столовая семейства Вахтанговых, и две комнаты отданы под мультимедийную историю. На светлых стенах будут проецироваться фотографии, тексты Вахтангова, воспоминания его современников. А на мультимедийных панелях, установленных тут же, — загадки принцессы Турандот. Вот-вот появится интерактивный стол-панель, на котором в единую картину можно будет складывать «осколки» фотографий. И фотографии эти, между прочим, не случайные, а тематические — из спектаклей, узнаваемые лица.

Итак, до открытия Дома Вахтангова остается чуть более полугода. На следующей неделе во Владикавказ выезжают мебельщики и драпировщики, они произведут замеры, чтобы сделать мебель для части жилой зоны и для арт-кафе. В жилой зоне уже начали вешать люстры, старинные, разумеется. Максим Обрезков убежден, что антикварную мебель, конечно, можно и нужно искать, но, как показывает его практика, она сама найдет дорогу туда, куда нужно. В данном случае — дорогу к родовому дому Вахтангова.

Подтверждение тому нашлось ровно месяц назад, когда в театр на Арбате позвонили родственники первой исполнительницы роли принцессы Турандот Цецилии Львовны Мансуровой и сообщили, что передают в дар театру кабинет актрисы. Так что бюро, диван, кресла, предметы интерьера уже упакованы и готовы отправиться во Владикавказ, где в Доме появится комната первой исполнительницы роли Турандот.

И последнее, что я увидела в Вахтанговском доме — это восстановленная большая просторная веранда, примыкающая к мемориальной зоне. Ее следов не найти ни на плане, ни в документах, но бывшие жильцы коммуналок о ней помнили и рассказали архитекторам.

Источник: mk.ru

Похожие записи