ПОСЛЕДНЕЕ
Мультфильм по «Пиковой даме» Пушкина родился благодаря бабушке режиссера

Мультфильм по «Пиковой даме» Пушкина родился благодаря бабушке режиссера

Валентин Ольшванг работал над экранизацией больше семи лет, а задумался о ней в школьные годы

Гран-при Фестиваля анимации и литературы «Пушкин и…», проходившего в Пушкинских Горах, получила 15-минутная картина «Ваша дама. Часть 1» Валентина Ольшванга. Снята она по «Пиковой даме», а идея необычного мультфильма зародилась едва ли не в школьные годы в воображении будущего режиссера.

Валентин Ольшванг работал над экранизацией больше семи лет, а задумался о ней в школьные годы

Валентин Ольшванг получил «Пушкина» и валенки.

Фото: Светлана Хохрякова

В конкурсе участвовало 30 мультфильмов по литературным произведениям, а также с участием самого Александра Сергеевича как анимационного персонажа, приехавшего в Михайловское, ставшего московским памятником, появившегося на страницах школьной тетрадки. Героями картин оказались незримый Бродский, голос которого звучит на современных улицах, где разгуливают пингвины, и Хармс, у которого ничего не было, ни рук, ни ног, так что нечего было о нем и говорить. Некоторые мультфильмы длятся чуть больше минуты, самый большой — 21 минуту. Самый юный участник — 15-летний ученик художественной школы Даниил Штейн, представивший мультфильм «Дубровский: за кадром» о мальчике, который пишет школьное сочинение, и Пушкин представляется ему многоруким, как Шива, летает на самолете.

Члены жюри под руководством режиссера анимационного кино Марии Муат единогласно отдали свои голоса картине «Ваша дама. Часть 1» Валентина Ольшванга. «Это невероятная работа по мастерству и красоте графики, сделанная очень вдумчивым художником. Он долго готовится к своим картинам, а над этой работал больше семи лет, причем совершенно один. Только позднее подключились несколько мультипликаторов. Эти рисованное кино, сделанное на бумаге, потрясающее анимационное произведение по качеству исполнения», — считает Мария Муат. Любопытно, что, проводя мастер-класс, она выяснила, что дети, живущие неподалеку от пушкинских мест, не читали «Метель», которую она экранизировала.

Валентин Ольшванг родился в Свердловске, и хотя окончил художественный факультет ВГИКа и теперь там преподает, многими воспринимается как представитель уральской анимационной школы. Его почерк моментально угадывается, когда смотришь «Розовую куклу», «Про раков», «Со вечора дождик». Он не только режиссер «Вашей дамы», но и автор сценария, и художник-постановщик. Получая награду, Валентин говорил о том, что Гран-при должны получать молодые, надо уступать им дорогу, что такие фестивали задают критерии, позволяющие нам оставаться людьми. После торжественной церемонии мы поговорили с победителем.

— Как вы отважились снимать «Пиковую даму»?

— История давняя. Можно сказать, что она меня тревожила со школьных лет. А сложилась из разных вещей — впечатлений от прочитанного, от старой графини, подглядывания. Я помню, как молилась моя бабушка, когда я у нее ночевал на перине, наблюдал, как она расчесывает косу.

— Вас это пугало, наверное?

— Это было что-то сокровенное, когда ты подглядываешь за чужой жизнью, и тебе открывается тайна, которая потом не дает покоя. Работая над предыдущим фильмом, я решил, что надо сделать картину, где герой ошибается. Мне нужен был отрицательный персонаж.

— И это пушкинский Германн?

— Да. Две «н» — отдельная история. Тут много причин, почему Пушкин так назвал своего героя. И ударения ставят по-разному. Может, над ним шутят? Меня, например, в школе постоянно называли Ольшвангом, делая ударение на «а». Хотя правильно — на первый слог. До сих пор многие не знают, как правильно. Для меня эта история о том, что ты отвечаешь за то, что тебе дано. Если ты захочешь все получить, то придется очень дорого заплатить.

— Будет ли у фильма продолжение? Вы задумали дилогию? 

— Появление двух частей связано с условиями нашей жизни. Мы же снимали на бюджетные деньги, а они маленькие, и сроки сжатые — год и восемь месяцев. Картина была придумана целиком на 25 минут, но я решил, что будет две части — черная и белая. Сначала путь героя, а потом сумасшествие. Никто не знает, его ли это воображение или же реальность.

— Почему вы вернулись в свой любимый Екатеринбург, а не работали с московской студией?

— Я не вернулся. Я там оставался все время, с первого дня.

— Вы же давно переехали в Москву.

— Я в Москве уже 20 лет и больше 10 лет преподаю во ВГИКе, но привык к людям, студии, ее директору Валентине Хижняковой. Знаю, что на нее можно положиться. Она решает любые проблемы, помогает во всем, поэтому в Екатеринбурге можно работать. А «Ваша дама» — трудная, необычная. Я чувствую себя в стороне. Анимация ли это? Трудно сказать.

— У вас есть пикантная сцена, можно сказать, эротическая.

— Да какая же это эротика? Картина для зрителей 12+. Вы у детей спросите. Они вам объяснят, что такое эротика.

— Вчера услышала разговор десятилетних барышень, обсуждавших фильм «Сверчок»: «Мы все поняли. Девушка проглотила сверчка и родила ребенка».

— И я так его воспринимаю. Почему она родила мальчика-сверчка? К режиссеру есть вопросы, но впечатление такое, что героиня фильма его действительно проглотила. Дети все правильно поняли. 

Источник: mk.ru

Похожие записи