На фестивале документального кино напомнили о том, как важна память

На фестивале документального кино напомнили о том, как важна память

Реновацию по-китайски покажут в Москве

В конкурсной программе проходящего в Москве фестиваля документального кино «Докер» участвуют картины «Мистер Тан» о реновации по-китайски, героем которой стал 94-летний человек, и российская лента «Живой» о работе поискового отряда, занимающегося реконструкцией событий времен Второй мировой войны.  Оба они о том, как важна память.

Кадр из фильма «Живой». Пресс-служба фестиваля

Героем «Живого» Константина Селина стал Дмитрий Поштаренко, который с пятилетнего возраста занимается поиском солдат, погибших во время Второй мировой войны. Еще в детсадовском возрасте он вышел с маленькой лопаткой и обнаружил останки той поры. Не испугался. Говорит, что мальчики все иначе переживают, не так, как девочки. Позднее Дмитрий организовал поисковый отряд, и теперь вместе с отцом и своими товарищами занимается поисками, устанавливает по медальонам личность погибших. Некоторые владельцы дач и не подозревают, что их дома стоят на костях. «В огороде лежат русские парни», — не перестает удивляться Дмитрий. 

Его дед воевал, дошел до Рейхстага и теперь с большим интересом относится к тому, чем занимается внук. А Дмитрий в составе группы «Невский баталист», состоящей из художников и скульпторов, воссоздает образы солдат. Он реконструировал свою бабушку Люсю, пережившую блокаду. Все эти люди для Дмитрия святые, потому что «вышли за рамки себя». Из муляжей рождаются гигантские инсталляции. Живут они совсем недолго — их всякий раз приходится разрушать. В «Живом» мы становимся свидетелями того, как это происходит на одном из заводов, где была на краткий срок организована выставка  «Дорога через войну». В финале фильма показан «Поезд Победы», который Константин Селин великолепно снял. Так что ощущение было иным, совсем не таким как в репортажах в день его официозного запуска. Тогда все это вызвало недоумение, казалось откровенной бутафорией и конъюнктурой. 

В то место, где найдены останки бойца, приезжают четыре его родственницы – племянница погибшего, ее дочь и две внучки. В 16-летнем возрасте он покинул деревню и пошел на фронт. Воевать. Взрослая племянница разговаривает с погибшим дядей у его мемориала: «Зря ты, Кирюша,  погиб, развалили Советский Союз. Хотя ты мне и дядя, а годишься во внуки по возрасту». 

Фильм живет своей жизнью и помимо воли режиссера, обрастает новыми смыслами, которые он не закладывал, снимая картину. В кадрах хроники писатель Юрий Нагибин говорит о том, что мы должны покаяться за то, что еще не все косточки убиенных солдат захоронены, а это тяжелый грех. И за то, что не попросили прощения за это. С тех пор прошли годы, а поиском погибших занимаются только волонтеры.  

В конкурсной программе «Докера» — российская премьера китайской картины «Мистер Тан» о реновации одного из старых городов Китая, которая как и везде вызывает недовольство  жителей, особенно  стариков, всю жизнь проживших в своих домах. 93-летний мистер Тан живет в старинном доме, где родился и умер его отец. Он не может понять, почему его выселяют. «Так не поступают! – рассуждает он. – Я доживаю последние дни. Живу и никого не беспокою.  А меня заставляют съехать».

Вскоре он станет вдовцом. Его 89-летняя жена уходит в мир иной в день  94-летия своего мужа, когда в их доме собрались  дети, чтобы отпраздновать такое важное событие. В этом старом доме мистер Тан переживет карантин. Он будет выходить в уютный дворик, где  разводит цветы, кормит рыбок и птиц,  где ребенком посадил косточку, из которой выросло апельсиновое дерево. Его проходы по старинной улице сняты просто великолепно. Никакие небоскребы не сравнятся с самобытностью этих мест. Но рядом уже руины снесенных домов…  

Повествование неспешное, но не перестаешь с интересом следить за совершенно экзотичной для нас жизнью простых китайцев. Даже если ты не раз бывал в Китае, все равно она завораживает. Один только ритуал похорон и прощание с женой мистера Тана чего стоит.

Картину сняли два режиссера. Один из них — профессор и декан Колледжа кино и анимации Китайской академии искусств Ся Су, прославившийся круговой панорамой «Городская площадь» на  Шанхайской выставке, автор единственного китайского фильма «Золото ест людей», представленном на главном анимационном фестивале во французском  Анси. Вторым режиссером «Мистера Тана» стал студент колледжа кино и анимации Китайской академии искусств Хунъюй Су, для которого это полнометражный дебют.

Источник: mk.ru

Похожие записи