Названы главные участники Московского международного конкурса артистов балета

Названы главные участники Московского международного конкурса артистов балета

На Исторической сцене Большого театра он открывается «Спартаком»

Сегодня балетом Юрия Григоровича «Спартак» в Большом театре уже в 14 раз откроется Московский международный конкурс артистов балета – самый престижный из всех существующих балетных конкурсов, который называют Олимпийскими играми мира балета. Балетом «Спартак» нынешнее соревнование стартует не случайно — в этом году конкурс посвящен 95-летию художественного руководителя и председателя жюри — народному артисту СССР, хореографу Большого театра России Юрию Николаевичу Григоровичу.

Золотые лауреаты I Международного конкурса артистов балета. Фотохроника ТАСС. Предоставлено пресс-службой конкурса.

– У Московского международного конкурса артистов балета всегда была поистине мировая слава. В Москву, в Большой театр раз в четыре года съезжаются участники, гости, специалисты со всего мира. И каждая новая встреча знаменует собой новую отметку развития балета, если хотите, в известной мере определяет мировой порядок в искусстве танца. Мы сохраняем высоту и привлекательность конкурса, он по-прежнему самая авторитетная инстанция в мировом конкурсном движении, — говорит Юрий Григорович.

Кажется, парадокс – эфемернейшее искусство с невесомыми сильфидами и нимфами, и вдруг спортивное соревнование!

Но современный балет уже давно по сложности и трудновыполнимости некоторых элементов даст фору любому виду спорта. Попробуйте-ка выполнить в воздухе тройной тур. Только тут ещё сложнее, помимо технической составляющей, нужно не забывать и о роли, в которой ты выходишь на сцену. Ведь балетный танцовщик, прежде всего артист.

Впервые московский конкурс прошел в 1969 году. Тогда на сцену Большого театра вышли 78 участников из 19 стран. Конкурс, призванный открыть новые имена и показать последние достижения во всех областях хореографии – исполнительской и балетмейстерской, создавался как один из самых масштабных балетных смотров, а значение ему тогда придавалось даже большее, чем Московскому кинофестивалю или конкурсу Чайковского.

И это понятно: Большой театр — международная витрина страны, а в области балета, как известно, мы «впереди планеты всей».

Подготовка шла непосредственно на правительственном уровне. Министр Культуры Екатерина Фурцева лично докладывала в политбюро обо всех возникающих на конкурсе перипетиях. В результате, споры в жюри были ожесточеннейшие, а заключительное заседание состоялось сразу после окончания третьего тура и закончилось лишь на следующий день в шесть часов утра!

Всё это время потенциальных лауреатов обсуждали, проверяли на политическую благонадежность, согласовывали, утверждали.

Жюри I Международного возглавила сама Галина Уланова, и победителей выбрали под стать важности момента. А самый первый золотой лауреат Московского международного – Михаил Барышников, легенда ХХ века и самый известный танцовщик современности, которого историки балета смело ставят в один ряд с «Богами танца» XVIII века — Огюстом Вестрисом, и XX века — Вацлавом Нижинским. И номер тогда на конкурсе он исполнил соответствующий и о многом говорящий. Назывался он ни больше, ни меньше как «Вестрис» и был поставлен специально на Барышникова знаменитым хореографом Леонидом Якобсоном, первым постановщиком балета «Спартак». Михаил Барышников представлял тогда театр оперы и балета имени Кирова (сейчас это Мариинский театр), а через 5 лет на гастролях в Канаде он стал «невозвращенцем».

Международного конкурса артистов балета Михаил Барышников (Золотая медаль) в номере «Вестрис». Фотохроника ТАСС. Предоставлено пресс-службой конкурса.

Другие золотые лауреаты первого московского конкурса — Нина Сорокина и Юрий Владимиров — были из Большого. Вместе с Барышниковым они выступали за СССР.

А борьба за золотые медали тогда развернулась что ни на есть драматичнейшая. И, несмотря на феноменальный успех у публики, без медали, например, осталась американка Ева Евдокимова.

Решение о том, чтоб не допустить американцев к призовым местам, принималось чуть ли не на уровне Политбюро. В результате золото, и по праву, получила блистательная советская танцовщица Малика Сабирова, представлявшая братский Таджикистан.

Не обидели и французов. Не дать им золота просто не смогли: Франческа Зюмбо и Патрис Барт вызвали культурный шок у советских зрителей, сорвав вошедшую в анналы истории 40-минутную овацию. Дело в том, что 53 года назад они впервые в качестве современных номеров показали в стране, где секса, как известно не было, эротичнейшую по своему накалу хореографию Мориса Бежара. С тех пор на долгое время так и повелось, иностранцам негласно полагалась всего только одна награда – все остальные доставались советским танцовщикам.

Времена с тех пор сильно изменились, и на протяжении прошедших двенадцати конкурсов иностранные артисты не раз получали в Москве золотые, серебряные и бронзовые медали без всякого указания сверху.

При этом победа на конкурсе отнюдь не была гарантией дальнейшего успеха и благополучия. История знает немало примеров как мгновенного взлета московских победителей в разряд балетных небожителей, так и ступора в карьере.

Золото и серебро Московского конкурса дало в 1985-м старт небывалой международной популярности таких танцовщиков, как Андрис Лиепа и Нина Ананиашвили, а также аргентинец Хулио Бокка. А вот у виртуозного Андрея Баталова, оставившего в 1997 году далеко позади себя Николая Цискаридзе и отхватившего даже не золото, а высшую награду – Гран-при конкурса, карьера пошла не слишком гладко. Этого танцовщика и сегодня с обожанием вспоминают все любители балета, но в Мариинском театре он даже не стал премьером.

Лауреаты V Международного конкурса артистов балета в Москве Нина Ананиашвили, золотая медаль, и Андрис Лиепа, серебряная медаль (СССР). Фотохроника ТАСС. Предоставлено пресс-службой конкурса.

Гран-при конкурса присуждается крайне скупо. Это было всего-то 4 раза в истории: кроме Баталова он был вручено советским танцовщикам — Надежде Павловой в 1973 году, Иреку Мухамедову в 1982 году и украинскому танцовщику Денису Матвиенко в 2005 году.

Сегодня руководители театров крайне неохотно отпускают на конкурс своих артистов. А особенно неохотно – Махар Вазиев, художественный руководитель балета Большого театра. В этом году ГАБТ будет представлять всего один участник – Дмитрий Смилевски. Другая предполагаемая участница – Елизавета Кокорева, готовилась выступить в паре с Алексеем Путинцевым, но из-за травмы с «дистанции» сошла. К сожалению, не будут участвовать в конкурсе и два брата-близнеца Данила и Алексей Хамзины, которые так великолепно выступили на последнем Международном конкурсе в Сочи «Молодой балет мира», завоевав там золотые и серебряные медали. 

Зато из Мариинки на конкурсе ожидается целый десант, в состав которого помимо артистов начинающих, таких, как Руслан Стенюшкин и Максим Изместьев, входят и уже довольно известные солисты, на которых балетоманы делают самые большие ставки.

Так, в дуэте с Марией Илюшкиной – первой солисткой и восходящей звездой Мариинского театра ожидаются выступления Никиты Корнеева, ещё «второго солиста» в официальном табеле о рангах Мариинского театра, но уже ведущего в этом театре почти весь премьерский репертуар.

Прислала от Мариинского театра заявку на конкурс и Мария Хорева, наиболее известная и, пожалуй, самая обсуждаемая из балерин Мариинского театра нового поколения. Однако она не сможет принять участие в конкурсе из-за травмы, полученной накануне его старта.

Жюри V Международного конкурса артистов балета в Москве во главе с его председателем и художественным руководителем конкурса Юрием Григоровичем. Фотохроника ТАСС. Предоставлено пресс-службой конкурса.

Ожидается прибытие на конкурс и большого количества неоднократных лауреатов иных престижных международных конкурсов балета, обладателей несметного количества золотых, серебряных и бронзовых медалей, своеобразных «конкурсных звезд», таких, как Кубаныч Шамакеев, Лири Вакабаяси, Елена Свинко, Георгий Болсуновский, Дмитрий Выскубенко, Георгий Еналдиев, Кирилл Макурин. Так что исхода конкурсных соревнований пока никто предсказать не сможет.

Традиционного конкурса хореографов в рамках нынешнего конкурса на этот раз проводиться не будет. В состязании в соло и дуэтах принимают участие конкурсанты двух возрастных категорий: младшая (до 18 лет) и старшая (до 27 лет).

Как всегда, у конкурса будет три тура. Самый важный, на котором, собственно, и определятся победители конкурса — третий. Он будет проходить под оркестр на Исторической сцене Большого театра (первые два – на Новой сцене и под фонограмму), и, помимо вариаций и pas de deux из балетов классического наследия, участникам конкурса предоставляется возможность станцевать здесь дуэты и вариации из балетов Юрия Григоровича.

Остается добавить, что на нынешний конкурс было подано 343 заявки из 33 стран мира, среди которых Австрия, Аргентина, Беларусь, Бразилия, Великобритания, Германия, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Китай, Россия, США, Турция, Швеция, Япония.

Источник: mk.ru

Похожие записи