ПОСЛЕДНЕЕ
«Поэт всегда – номенклатура счастья»: вспоминаем Андрея Дементьева

«Поэт всегда – номенклатура счастья»: вспоминаем Андрея Дементьева

Сегодня знаменитому поэту исполнилось бы 95 лет

Большому русскому поэту Андрею Дементьеву завтра исполняется 95. Легендарный главред «Юности», лауреат всевозможных премий (Госпремия СССР и Ленинского комсомола), орденоносец (ордена Ленина, Трудового Красного знамени и пр. ) — это официальный Дементьев. А неофициальный — харизматик, человек сильных поступков, бесстрашно отстаивающий свою позицию и любовь — к  малой Родине, частице общей, к Волге («А я без Волги просто не могу»), к женщине («Я верил, что все-таки встречу тебя»). В день юбилея мы  вспоминаем о нем вместе с его женой и журналисткой Анной Пугач.

«Всем лучшим в себе я обязан родителям»

Будущий поэт родился 16 июля 1928 года в Твери (в то время – Калинин). Мать – Мария Григорьевна, отец – Дмитрий Никитович, агроном, человек с непростой судьбой. Выпускник Тимирязевской академии до войны работал научным сотрудником на опытной станции, печатался в газете «Сельская жизнь». За анекдот, рассказанный приятелю, был осужден и отправлен  на пять лет в ГУЛАГ. После этого получил запрет на проживание в больших городах.

Пока отец был в заключении, семья выживала как могла, существовала буквально на грани нищеты. Андрей Дементьев, вспоминая те тяжелые события, потом написал:

Я помню – много лет назад,

Когда в войну мы голодали с мамой,

Я всё мечтал найти волшебный клад,

Где хлеб был с маслом

И пакеты с манкой.

Как только отец вернулся, жить стало легче: он соорудил точильный станок и начал брать заказы на заточку ножей и ножниц, работал парикмахером. Но жизнь все равно была неспокойной: главу семейства прятали в подвале от участковых.

Именно отец привил сыну любовь к литературе. Как потом Андрей вспоминал в одном интервью: «Мне было годика 3-4, отец подрабатывал парикмахером, чтобы прокормить семью, но он каждый вечер садился ко мне на краешек кровати и читал Пушкина, русские сказки, "Маугли" Киплинга. Он приучал меня к литературе, и я ему за это бесконечно благодарен — что отец познакомил меня с этим миром».

Чтобы хоть как-то помочь семье, Андрей старался поступить в военно-медицинскую академию (там студенты находились на государственном обеспечении), куда его не приняли. Зато поступил в институт международных отношений, но ушел, услышав об отчислении студента, чья бабушка была репрессирована (как и его отец). В 1946 году он все же перешел на обучение в пединституте родного города.

В 1948 впервые опубликовал стихотворение «Студенту» в газете «Пролетарская правда». Так как страсть к поэзии не утихала (Андрей без устали писал стихи, начиная со школьной скамьи), он, по рекомендации известных поэтов Сергея Наровчатова и Михаила Луконина, в 1949 году он уехал из Твери и стал студентом Литературного института им. Горького в Москве. После окончания  которого в 1952-ом Андрей вернулся в Тверь, где успел поработать сотрудником сельской газеты «Калининская правда», заведующим отделом комсомольской жизни редакции газеты «Смена» и редактором Калининского книжного издательства. 

В 1967 -ом, переехав в Москву, возглавил отдел поэзии в издательстве «Молодая гвардия». А в начале 70-ых в его жизни началась «Юность» — самый популярный молодежный литературный журнал: сначала в качестве замглавного редактора, а после ухода Бориса Полевого, он возглавил ее. При нем «Юность» достигла своего пика с тиражом в 3,3 млн. экземпляра, в ней печаталось множество талантливых писателей и поэтов, среди которых были Василий Аксенов, Булат Окуджава, Борис Васильев и другие.

Анна Пугач, которая деятельно сохраняет память об Андрее Дементьеве, вспомнила несколько историй, раскрывающих его личность. 

– Будучи главным редактором, он сам отвечал на читательские письма. По роду своей деятельности  я как-то познакомилась с начальником кремлевской охраны, генералом. В какой-то момент он говорит неожиданно: «Вы знаете, я воспитывался в военном гарнизоне во Владивостоке, писал стихи. Где-то в 14-15 лет послал их в журнал «Юность». И можете себе представить, мне сам Дементьев отклик прислал, разобрал мои стихи, написал как надо дальше работать. Я на всю жизнь это запомнил. Я не стал поэтом, но то, что мне главный редактор ответил… ». А тираж то – три миллиона! Тогда много писем писали, в редакцию их мешками носили. 

Еще недавно разговорилась с Георгием Зайцевым, он в Рязанском воздушно-десантном командном училище учился. Мужчина рассказал, как свои стихи в «Юность» однажды послал, и ему один рецензент ответил: «Спасибо, ваши стихи редакцию не заинтересовали». И вдруг ему от Дементьева рецензия на две страницы пришла, а там написано: «Вы знаете, у вас неплохие стихи, над ними надо поработать. Пришлите, что у вас еще есть, попробуем напечатать». И он прислал, и все напечатали. Сейчас, он кажется, уже на пенсии, но раньше был одним из руководителей отдела поэзии в издательстве «Молодая гвардия», известный поэт. Вот такие человеческие поступки были Андрею свойственны, занимая высокий пост, он не забронзовел.

Редакция «Юности» с национальными поэтами, 1972 г.

В начале 1992 года в «Юности» было неспокойно.

– Это был период, когда Горбачев объявил, что проблемы коллектива должен решать сам коллектив, — рассказывает Анна Пугач. — После этого и пошли расколы, они затронули театры «Современник», «Таганку», журнал «Новый мир»… У нас образовалась не одна, а целых три «Юности». И Андрей был категорически с этим не согласен. Он пытался взять новых людей в руководство: на должность заместителя Юрия Полякова и Михаила Гусмана, сейчас известного тележурналиста, общающегося с королями и президентами (телепрограмма «Формула власти») и одного из руководителей ТАСС. Андрей считал, что у журнала должна быть новая «легенда», новое лицо. 

Но прошли «коллективные» голосования, его выбрали председателем трудового коллектива, а Полякова и Гусмана – нет. Тогда он, ничего не говоря (человек он был решительный), позвонил в «Комсомольскую правду», там была такая рубрика «Ночной звонок», и сказал: «Это Андрей Дементьев, возьмите у меня интервью. Я принял решение, ухожу из журнала». Для многих это стало сенсацией. Как так? Успешный журнал, большой тираж, он на коне и вдруг уходит!

Конечно, Андрей переживал. А незадолго до этого мы спустились в ресторан «София» (он в одном здании с журналом) и там встретились с Галиной Вишневской. Андрей все ещё размышлял, а мудрая Вишневская сказала: «Андрей, надо все в жизни менять. Ну сегодня вы сидите здесь, а завтра ваш офис будет через 200 метров отсюда. Какая проблема?». Эти слова сильно на него подействовали. И все, после этого он и в никуда.

Этому драматичному в своей жизни событию Андрей Дементьев посвятил стихотворение «Я ничего и никому не должен», которое было написано в ночь ухода:

Я ничего и никому не должен.

Не должен клясться в верности стране

За то, что с ней до нищеты я дожил.

За то, что треть земли моей в огне.

Я ничего и никому не должен.

Мне «молодые волки» не указ.

Они, конечно, много нас моложе,

Но вовсе не талантливее нас.

И новый мир по старому ничтожен

Среди своих раздоров и корыт.

Я ничего и никому не должен,

Поскольку никогда не жил в кредит.

Год после этого поэт не мог найти работу, пока руководитель российского телевидения Олег Попцов не пригласил приятеля по комсомольской работе вести передачу «Семейный канал». Потом была командировка в Израиль в качестве шефа российского телевидения на Ближнем Востоке и радостное возвращение домой, уже в другую Россию. В 2001 году на «Радио Россия» стартовала авторская программа «Виражи времени», последний выпуск которой Андрей Дементьев провел 23 июня 2018 года, за три дня до смерти.

Андрей Дементьев и Андрей Вознесенский в редакции «Юности»

«Я очень жалею, что поздно мне явилась моя Анюта Пугач»

Один из источников вдохновения — женщина и любовь к ней. Он долго искал, ошибался, обманывался, но был честен в любви и заблуждениях. Своё отношение к женщинам Андрей Дементьев выразил в одном из поздних интервью: «Сейчас, после многих романов, убеждён, что любая женщина, с которой вас связывала влюблённость, дарила тебе счастье. И ты уже не имеешь права думать и говорить о ней плохо. Поэтому о своих бывших жёнах я вспоминаю с теплотой, тем более что они подарили мне детей, и за это я им низко кланяюсь». 

И вот на его пути подарок судьбы — родственная душа: «Единственная любовь — на всю жизнь (я только очень жалею, что она поздно явилась ко мне) — это моя Анюта Пугач». Ей, любимой жене, он посвятил не один стих, наиболее показательный из которых «Синонимом счастья для многих…». 

Синонимом счастья для многих —

Жена.

Когда она рядом всю жизнь…

И одна.

Кому-то везет…

Но бывает иначе.

Мой друг от единственной

Суженой плачет.

Наверно, он смог бы оставить ее,

Когда б одиночество

Сверг без нее.

Семейная жизнь —

Как нежданный мотив.

Я трижды пропел…

И, как видите, жив.

Устав от иллюзий,

По чуду скорбя,

Я верил,

Что все-таки встречу тебя.

Что жизнь не должна

Разминуться с мечтой,

Какой бы далекой

Она ни была.

И словно услышав,

Ты тихо вошла

И поразила своей красотой.

… Потом нас венчала

Заря в небесах.

Оставив свой отблеск

В любимых глазах.  

«В стихах вся моя жизнь»

К написанию стихов поэт относился достаточно легко: пришла строка, налетело вдохновение – записал и тут же отложил. «Поэзия не проза — это, прежде всего, впечатления». А впечатления очень быстро угасают, о чем Дементьев знал, поэтому подолгу не сидел над очередным произведением:

– Он очень легко расставался со своими стихами, не дрожал над рукописями. Что-то мне прочтет, и, если говорю, что не нравится, тут же выбрасывает. Это отлично отображает его характер как поэта и человека: не дрожать над тем, что ты там из себя «выписал». Во времена «Юности» он очень дружил с Андреем Вознесенским, поэты придумали следующую игру. Они приносили друг другу стихи, закрывали ладонью часть строк, читали, и если без них стих ничего не терял, то закрытые строки отбрасывали. Таким образом быстро лишнее отсекали. 

Андрей Дементьев и Павел Гусев, 2008 г.

Из-з легкости в написании стихов сейчас затруднительно их датировать: вроде это стихотворение такого-то года, а в другой книжке оно же, но короче, какие-то строчки из него переделаны. Андрей никогда сам не проставлял даты. Беда с ним была: вне времени жил, – вспоминает Анна Пугач.

Андрей Дементьев в поэзии всегда искал простоту выражения и стремился к истине, о чем не раз упоминал в письмах к друзьям и в стихах. Например, в стихотворении «Евгению Евтушенко»:

Поэзия, как и любовь, призванье.

И ты был призван ею в небесах.

А на земле она — как наказанье,

Как радость с болью,

Как восторг и страх.

Испытывал тебя Всевышний модой

И славой, заработанной трудом.

А чья-то зависть непотребной мордой

Склонялась вновь над письменным столом.

Но с первых строк всегда была превыше

Та искренность, которой ты болел.

И потому ты в этих битвах выжил,

И одолел ничтожный беспредел.

Хотя твой гений был не раз обруган,

Душа осталась верной доброте…

И так хотелось видеть рядом друга,

Но приходили вечные не те.

Еще не время подводить итоги.

Нет срока вдохновенью твоему.

Хотя пора подумать нам о Боге,

Но только в смысле верности ему.

Прости, Поэт, за отдаленность судеб,

За редкую возможность добрых встреч.

Мы иногда так молчаливо любим,

Что ни к чему возвышенная речь.

В эти выходные на родине поэта, в Твери, проходит фестиваль «Дементьев-фест», в рамках которого будут подведены итоги VII всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок». Современные поэты и прозаики проведут  мастер-классы. А завершит фестиваль большой концерт с участием звезд театра, кино и эстрады.

А 19 июля на Тверском бульваре будет развёрнута фото выставка «Андрей Дементьев – Отечество в стихах. К 95-летию поэта». Каждый стенд содержит фотографии, стих и его комментарии.  Уникальность выставки ещё и в  QR-кодах, проставленных  на всех стендах — они перенаправляет  на видео, где свои стихи читает большой русский  поэт Андрей Дементьев или его друзья.

Источник: mk.ru

Похожие записи