ПОСЛЕДНЕЕ
В Третьяковке трижды похоронили Сталина:  с Ванессой Редгрейв и Евгением Евтушенко

В Третьяковке трижды похоронили Сталина: с Ванессой Редгрейв и Евгением Евтушенко

Выставку посмертных масок сопровождал раритетный кинопоказ

В кинозале Инженерного корпуса Третьяковской галереи в течение трех дней зрителям подмигивал из гроба Иосиф Сталин. Над сценой разместили фотопроекцию знаменитого в начале 90-х плаката Юрия Боксера, предназначенного для международного проката фильма «Stalin‘s Funeral» («Похороны Сталина») режиссера и поэта Евгения Евтушенко.   

Посмертная маска Ленина

Фото: Светлана Хохрякова

Плакат хранится в отделе печатной графики Третьяковской галереи. В свое время он был даже более популярен, чем сам фильм. Три дня посетители Третьяковки имели возможность увидеть кадры похорон Сталина, иногда одни и те же. Показы сопровождали выставку «In Memoriam. Остановленное время», которая в ближайшие выходные завершит свою работу.

На ней представлена коллекция посмертных масок Петра I, Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Ленина, Сталина, Веры Мухиной, Максима Горького, Валерия Чкалова, Сергея Эйзенштейна, Константина Циолковского… Образовательная кинопрограмма «Запечатленное время», название которой позаимствовано у Тарковского (так называется книга, созданная им с Ольгой Сурковой), сопровождавшая выставку оказалась не менее впечатляющей. В ней представили бесценные материалы, связанные с историческими деятелями, представителями науки и культуры, чьи маски можно увидеть в Третьяковке. Свое собрание в музее позиционируют как одну из самых закрытых коллекций.   

Историк кино Максим Павлов, которому мы обязаны появлением уникальной кинопрограммы, говорит: «Когда мы только ее составляли, мне задавали вопрос: «Вы будете каждый день показывать похороны?». Но мы не показывали похороны. Это программа  не про них и не про  смерть. Она про жизнь». 

В кинопрограмму вошли хроникальные съемки архитектора Алексея Щусева – автора мавзолея и временного склепа для Ленина, доступного для посещения в момент  похорон. 18-минутный документальный фильм «Мавзолей Ленина» Марка Дитковского снят в 1973 году с использованием хроники похорон Владимира Ильича, которая не были строго регламентирована, возможно, от растерянности. Позднее таких вольностей не будет. Деревянный мавзолей соорудили за 35 часов. Для этого потребовалось произвести взвыв на Красной площади. Иначе установить временное сооружение в холодную январскую пору было невозможно. 

Смерть автора скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, а она ушла из жизни в 64 года  в  том же  1953 году, как и Сталин, увековечена в трехминутной хронике. Это единственное свидетельство, хранящееся в фондах Красногорского архива кинофотодокументов. В интернете ничего подобного не найти. Не мнее уникальны 7 минут, запечатлевшие монтаж  скульптуры «Рабочий и колхозница» в 1937 году. А режиссер Яков Бабушкин снял в 1955-м десятиминутный фильм о выставке произведений Мухиной.  

Отдельно показали ранние хроники, запечатлевшие живого Сталина. Иногда он появляется на краткий миг, но и это бесценно. Уникальные материалы относятся к IV Конгрессу Коминтерна РСФСР 1922 года, торжествам по случаю 5-летия Советской власти, празднованию Первомая в Москве в 1923 году, параду Красной Армии на Красной площади в 1924-м. В 1929-м камера запечатлела Сталина в день его 50-летия. 

Венцом программы стали три дня демонстрации сталинских похорон. В первый представили  65-минутный фильм «Великое прощание» классиков советского кино Григория Александрова, снявшего «Веселых ребят», и Сергея Герасимова, фронтового оператора Ильи Копалина, лауреата пяти Сталинских премий Михаила Чиаурели, Ирины Сеткиной и Елизаветы Свиловой. Это официальный фильм, сделанный в 1953 году, который ждала драматическая судьба. 

Во второй вечер показали 135-минутную монтажную картину «Государственные похороны («Прощание со Сталиным») Сергея Лозницы (Нидерланды-Латвия), мировая премьера которой состоялась в 2019 году на 76-м Венецианском кинофестивале. Как тут не оценить умение режиссера ничего не комментировать, оперировать только кадрами, говорящими сами за себя. В «Великом прощании» закадровый текст читает диктор Юрий Левитан. Кто еще мог тогда это сделать? Он говорит и говорит, так что постепенно начинаешь сходить с ума. Ни мгновения тишины. Только речи Берии, Маленков и других товарищей, стоящих на Мавзолее, останавливают на время голос за кадром.  В картине Герасимова, Копалина и их коллег отсутствуют кадры давки, о которой сохранилось множество свидетельств современников. Словно ничего подобного и не было. Не показана и транспортировка тела Сталина с дачи, где он умер,  в Колонный зал Дома Союзов. Говорят, что ничего этого и не снимали, существовал запрет. Зато отсутствующие в хронике сцены воспроизвел в художественной форме Евгений Евтушенко в своей игровой картине.

Кадр из фильма «Государственные похороны». Фото: пресс-служба Венецианского кинофестиваля

На Венецианском кинофестивале кадры похорон Сталина, прощания с ним в Колонном зале Дома Союзов произвели сильное впечатление на иностранную публику. Многие ничего подобного и не видели. Когда Сталин умер, были сняты километры хроники, но ее дозированно выдавали по запросам иностранных информационных агентств. Все остальное десятилетиями оставалось тайной за семью печатями. Сергей Лозница извлек многое из того, что снято с 5 по 9 марта 1953 года, когда страна  прощалась со своим вождем. Эти кадры вошли в его картину наряду с теми, что предназначались для «Великого прощания»,  создававшегося параллельно в черно-белой и цветной версиях. Первую смонтировали, а вторую на десятилетия отложили.  Снимать на цвет в СССР тогда могли, а напечатать нет. Когда это стало возможным, фильм о Сталине утратил  свою актуальность, и его не стоило заканчивать. Так «Великому прощанию» подписали смертный приговор. До зрителей фильм не дошел. Тут много загадок. Известно, что должны  были сделать 30-минутный фильм о смерти Сталина, но тогда где он,  и был ли создан. Историкам кино есть над чем подумать.    

Самое интересное в хронике – это лица людей. Кто-то с трудом сдерживает слезы, искренне переживает утрату,  кто-то идет поглазеть на пышные похороны и совсем не скорбит, кто-то ухмыляется. Камера все это точно фиксирует. По некоторым сведениям, 200 операторов вышли на улицы Москвы и других городов,  не только советских, но и зарубежных, отправились в отдаленные уголки страны, чтобы запечатлеть скорбь советского народа. Сложно в эту версию поверить. Откуда столько кинотехники? Согласно официальной версии, операторов было 60. Есть даже какие-то списки. Можно предположить, что какие-то кадры снималось уже позднее, и они были постановочные, о чем косвенно свидетельствуют траурные значки с портретом Сталина, которые носили по всей стране на следующий день после смерти вождя. Когда их успели изготовить? Трудно себе представить, что это было сделано заранее. Есть и другие вопросы. Откуда в Москве в марте 1953-го такое количество  живых цветов? Люди несли горшки с домашними растениями, фикусы в день похорон к памятникам Сталину. Да и искусственных цветов тоже слишком много на экране.   

В новейшее время сталинские похороны продолжали жить по своей драматургии. В 2020 году вопреки опасениям навлечь немилость со стороны почитателей Сталина, после всякого рода проволочек Министерство культуры РФ все-таки выдало прокатное удостоверение «Государственным похоронам». А игровая картина «Смерти Сталина» британского режиссера Армандо Ианнуччи, прошедшая по миру, и где иной раз буквально воспроизведены  некоторые сцены из «Великого прощания», так и не вышла на российские экраны.   Ее сочли опасной и оскорбительной для российских зрителей. 

Все непросто обстоит с картиной «Похороны Сталина» Евгения Евтушенко, завершавшей показы в Третьяковке. Знаменитый поэт стал не только режиссером, но и автором сценария, снялся в эпизодической роли скульптора, мастерская которого заполнена бюстами и скульптурами вождей. Он посещает советскую пивную, где его собутыльником становится герой Владимира Ильина. Снималась в фильме и семья Евтушенко, его дети. 

Действие фильма происходит в 1953 году. Советский народ прощается с вождём. Главный герой Женя знакомится с Элей, которая вскоре страшно и нелепо погибнет, как и многие другие люди, оказавшиеся в тот день в центре Москвы. Начинающего поэта Женю сыграл похожий на молодого Евтушенко Денис Константинов. Валентин Никулин появится на несколько минут в роли арестованного соседа, а родителями поэта стали Алексей Баталов и Наталья Коляканова (у нее едва ли не лучшая актерская работа в этой картине, без наигрыша).  Георгий Юматов появится в образе охранника Иосифа Виссарионовича. В роли воображаемой «жены Сталина» снялась Майя Булгакова. Ее героиня заполнила портретами и бюстами вождя свое жилище, заставив их банками с малиновым вареньем. Так она заботится о  «неухоженном» товарище Сталине, сгорающем на работе. Английскую журналистку сыграла британская актриса Ванесса Редгрейв. Это ее единственная работа в российском кино в ту пору, как точно заметил Максим Павлов, когда у нее был большой роман с поздним Советским Союзом. Благодаря знакомству с Евтушенко, она и согласилась  сниматься в картине.  

Евгений Евтушенко и Владимир Ильин в фильме «Похороны Сталина»

В эпизодических ролях задействованы не только актеры, но и люди из окружения Евтушенко. Режиссер Савва Кулиш сыграл француза, признающегося в любви к СССР, а потом трагически, страшно погибающего на его просторах. В роли одного из кремлевских врачей снялся уникальный детский хирург Станислав Долецкий. Его дочь Алена Долецкая хотела прийти на показ, но из-за отъезда поменяла свои планы. В ее семье с большим теплом относятся к этой картине.  

В свое время фильм Евтушенко встретили сдержанно. Понятно, что это не шедевр. Однако со временем картина наполнилась новыми смыслами, которые автор скорее всего и не вкладывал. А это свидетельство подлинного искусства.  

С кино Евтушенко многое связывает. Как-то на Венецианском кинофестивале, откуда он раньше времени уехал, вместо него на сцену вынесли яркий пиджак. Это был его режиссерский ход. Евтушенко снимался в вечере поэтов в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева, и это было специально организованное для съемок мероприятие, а не самостоятельное, на которое заглянула группа. Во «Взлете» Саввы Кулиша он сыграл Циолковского. Возможно, и эту картину следовало бы включить в кинопрограмму, поскольку посмертная маска Циолковского на выставке представлена. Но как объяснил нам Максим Павлов,   действие в картине  происходит не в  последние годы жизни героя, а на пике создания космических теорий, а выбирали фильмы, связанные с уходом в мир иной. Максим напомнил феерическую историю, известную по русскоязычным источникам, рассказам самого Евгения Александровича. Оказывается, Евтушенко едва не сыграл Иисуса Христа у Пьера Паоло Пазолини в «Евангелии от Матфея». По словам поэта, его пригласили сниматься, но соответствующее письмо до него не дошло. Сам он как режиссер снял два фильма — «Детский сад» в 1983 году, посвященный детству и станции Зима, где родился во время  эвакуации, и «Похороны Сталина» в 1990-м. Обе картины сдержанно встретили на родине, но они имели резонанс за рубежом, где Евтушенко хорошо знали, отчасти из-за его сложных отношений с Иосифом Бродским. Максим Павлов напомнил фразу последнего: «Если Евтушенко против колхозов, то я  — за!». Перед смертью Евгения Александровича эта история вдруг всплыла, и он пытался ее как-то объяснить. Было в этом что-то трагическое.  

«Похороны Сталина» вышли в период расцвета кооперативного кино, — говорит Максим Павлов. – Фильмов снималось много, но кинотеатры тогда дышали на ладан. Отечественное кино мало интересовало зрителей. Наступил период расцвета видеосалонов. И фильм Евтушенко показывали мало, не очень жаловали его и на телевидении. Мы  предприняли  неимоверные усилия, чтобы  его вам показать, долго выясняли, кто же является правообладателем. Дело в том, что создавался он  частной  советско-западногерманская компанией  «Слово» на технической базе «Мосфильма». У компании есть  правопреемник, но его надо было найти. А единственная приличная пленочная копия  хранится в Госфильмофонде. Хорошей цифрой версии нет».  

В Третьяковскую галерею фильм Евгения Евтушенко доставили за два часа до показа. Так что чудо, что мы увидели картину, фактически на 30 лет забытую. «Наша миссия – показывать фильмы, которые по целому ряду объективных и совсем не объективных  причин зрители  не увидели в прямом и переносном смысле слова. Дистанции в 30 лет достаточно, чтобы посмотреть на этот фильм новыми глазами», — говорит Максим Павлов. 

Источник: mk.ru

Похожие записи