Скриптонит, Петар Мартич и «Макулатура» вернули в рэп интригу

Скриптонит, Петар Мартич и «Макулатура» вернули в рэп интригу

Хип-хоп-альбомы августа: от грязных танцев до конца света

Среди релизов августа громче всех звучат те, что имеют прямое отношение к хип-хопу. В этом жанре становится все труднее находить записи из ряда вон выходящие, но даже умудренным опытом артистам иногда удается сохранять задор. Как это снова удалось Скриптониту, Петару Мартичу и группе «Макулатура».

Адиль Жалелов, больше известный как Скриптонит, в этом году держит свою фанбазу в завидном тонусе. В конце апреля вышел его номерной альбом «7», недавно стали доступными концертные записи проекта Gruppa Skryptonite на релизе «360», и теперь поклонники получили сборник Fantasy Mixtape, vol. 1. От обычного альбома микстейп отличается некоторой хаотичностью. Из двадцати восьми треков, попавших на сборник, некоторые уже издавались ранее, правда, в немного другой «упаковке». Так, номер «Чистый» из сериала «Псих» на этот раз представлен в виде ремикса. «Сумка», изначально записанная как дуэт с Qurt, тоже ремикширована при участии Carousel Paris.

Впрочем, в новинках дефицита нет. Как это часто бывает на микстейпах, Скриптонит привлек к совместной работе впечатляющую сборную из ветеранов и молодежи. В записи треков участвовали Словетский, Недры, OG Buda, 104, LOVV66, Friendly Thug, 52 Ngg и другие. Самого Скриптонита сложно не узнать, его тембр и стиль читки (то, что обозначают как «флоу») позволяют ему без лишних церемоний заигрывать с самыми разными школами рэпа и не позволять ни одной из них доминировать над его собственным взглядом на хип-хоп. Скриптонит как будто и пришел в эту индустрию уже матерым дядькой, поэтому даже мосты в поп-музыку в виде более легкого (по меркам Адиля) звука не лишают его слова брутального характера.

На микстейпах солидной продолжительности далеко не все треки заслуживают серьезного внимания. Fantasy Mixtape, vol. 1 не исключение. Но даже проходные вещи Скриптонит умеет нагрузить своей правдой жизни и оставаться хотя бы на словах опасным типом.

* * * 

Петар Мартич — настоящий гражданин мира, что относится и к его музыке. Родился в Белграде, жил в Москве, учился в Университете искусств в английском Борнмуте. Страсть Петара к написанию музыки стала причиной появления проекта «Прыгай, Киска», где Мартич достиг определенных вершин по части рэпа, изумлявшего своей простотой и похабщиной.

Потом была гитарная группа «Пасош», которая вместе с «Буераком», Ploho и другими сменила чистенький, преимущественно англоязычный местный инди-рок нулевых на что-то более родное и расхристанное. Эта рок-волна схлынула после ковида и массовой миграции музыкантов, а Петар, вернувшись в Белград, решил записать еще один альбом под маркой «Прыгай, Киска».

Тексты повзрослели (но не очень), а музыка стала радикально танцевальной. Петар сумел удивительным образом поженить русскоязычные тексты и довольно разнузданные подвиды хаус-музыки, звучащие в основном в американских клубах. На такое сочетание обычно решаются под девизом «пан или пропал», и Мартич со своим альбомом «Икона» попал прямо в десятку.

Поп-музыку сейчас принято делать с линейкой и циркулем, и в итоге она напоминает сложный механизм из сдержек и противовесов. «Икону» делали как будто на слетевших катушках, и почти каждый трек здесь призывает забыть о приличиях и танцевать чуть грязнее, чем вы это можете себе позволить. На подобный озорной огонек слетелись довольно известные люди. Фиты с Петаром записали Boulevard Depo и ЛСП, а также Федук, которому при его почти поп-звездном статусе вроде бы следовало сторониться авантюр.

Но артисты в своем маркетинговом угаре уже забыли, что музыкой должны двигать именно авантюры. В итоге Мартич и Федук выдали настоящую танцевальную бомбу под названием Vogue. Не менее громко стреляет «Дольче Габбано» — римейк старого хита Сергея Зверева. Усилиями продюсеров альбома король местного гламура как будто трясет тяжелым люксом в грязной подворотне, что очень весело.

* * * 

«Макулатура» воскресла, и это, конечно, приятная новость. Впрочем, любые телодвижения Евгения Алехина и Константина Сперанского как единого творческого организма имеют настолько спонтанный характер, что дальнейшие действия предсказать непросто. Тем не менее есть новый альбом «Нигде!», в котором за семь песен и двадцать четыре минуты участникам записи удалось создать настоящий триллер, и это выпуклый намек на завидный тонус музыкантов.

«Макулатура» была образована больше двадцати лет назад в Кемерове, и за минувшие годы Евгений, Константин и их многочисленные соратники создавали хмурый, неглупый и очень литературный рэп вопреки любой моде. У «Нигде!», можно сказать, есть некий концепт. Эти речитативы о Петербурге, на который вот-вот обрушится апокалипсис… Причем конец света здесь скорее ментальный, чем физический. Декорации для безысходности выбраны безжалостно точно; мрачные голоса Алехина и Сперанского, кажется, не допускают шансов на спасение; шумы, гитары и барабаны, предложенные полноценным соавтором альбома Михаилом Золотаревым из группы «Црвених Цветова», представляются единственно возможным инструменталом в данных обстоятельствах.

«Румяные терпилы пьют коктейли пряные на верандах, вполовину уже объятых пламенем…» — Алехин и Сперанский не из тех, кто пытается ухватить и осмыслить информационный поток, но, как это часто бывает, стихи из вневременья оказываются до жути актуальными. «Никто!» напоминает старый телефон в эпоху смартфонов, однако правда в том, что он не подводит в ситуации, когда супергаджеты явно глючат.

Источник: mk.ru

Похожие записи