Третьяковка лишилась «Троицы»

Третьяковка лишилась «Троицы»

18 июля она отправится в центр Грабаря

Министр культуры Ольга Любимова заявила, что Реставрационный центр имени Грабаря готов к приему иконы «Святая Троица». Накануне она обсудила с его директором Дмитрием Сергеевым «процесс восстановления шедевра Андрея Рублева» и уверяет, что для иконы подготовили специальное помещение с климат-контролем, газовой системой пожаротушения, техническими средствами охраны, включая видеонаблюдение. Это значит, что «Троица» будет находиться в храме Христа Спасителя до 18 июля, далее отправится в Центр Грабаря, а оттуда прямиком в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Однако специалисты уверены, что такие меры – лишь «видимость поиска решения». То есть таким образом вину за вероятную гибель памятника древнерусской иконописи заранее перекладывают на Третьяковку.

18 июля она отправится в центр Грабаря

Фото: globallookpress.com

— Это какие-то политесы, все ведь понятно и ясно с «Троицей»: Министерство культуры ищет какое-то пристойное прикрытие, как им кажется, но получается непристойно, — говорит «МК» доктор искусствоведения, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц. — Зачем икону передавать в Центр Грабаря, где нет таких условий, как в Третьяковской галерее? Это то же самое, если во время операции от одного хирурга передать другому скальпель. Зачем?

— Хороший вопрос. Зачем?

— Министерство культуры потеряно и подставлено — и вынуждено принимать дурацкие решения. Всем понятно, что «Троицу» нельзя передавать, если вы хотите сберечь ее. В Троице-Сергиевой лавре ее некуда девать. В Троицком соборе многие годы не могут наладить температурно-влажностный режим — там в очень неблагополучном состоянии находится рублевский иконостас. То, что происходит, это создание видимости поиска решения — игра на публику. Ни о какой реставрации говорить нельзя: реставрация — это воссоздание памятника в виде, максимально приближенном к первоначальному. Все реставрационные работы давным-давно сделаны — еще в начале века. Сейчас можно заниматься только консервацией. Сохранением шедевра. Сейчас происходят странные маневры, потому что надо выходить из положения. А как выйти — никто не понимает.

— То есть с таким планом действий мы неминуемо потеряем «Троицу»?

— Конечно. Вряд ли это произойдет как взрыв, хотя и такое возможно — может рвануть в любой момент. Доски держатся на шпонках, склеивать их нельзя — уже пытались, и оказалось, что это невозможно. Ее надо содержать в «пеленочных» условиях, в идеальном режиме постоянного наблюдения. Это хронически тяжелобольной памятник.

— В Центре Грабаря сильный отдел древнерусского искусства, там хорошие специалисты, но они не занимались конкретно «Троицей». Как там будет чувствовать себя хрупкая икона?

— Там есть опытные реставраторы, но конкретно с этой иконой они не работали. Что происходит? Это что: вызов Третьяковской галерее — указание на то, что это она-то и погубила «Троицу»? Она-то во всем виновата, поэтому переводим из одного реставрационного центра в другой? В каких случаях пациента переводят из одной больницы в другую?

— Если пациенту нужны профильные специалисты…

— Лучшая «специализированная больница» — это темперная реставрационная мастерская Третьяковской галереи, где есть люди, которые в течение многих лет занимаются наблюдением и консервацией конкретно «Троицы». У них накоплен огромный опыт по этому памятнику. Чтобы спасти «Троицу», надо оставить ее в покое! Там, где она находилась в стабильных условиях, где есть идеальный температурно-влажностный режим и регулярное наблюдение. Другого выхода нет.

Источник: mk.ru

Похожие записи