В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви

В храм Василия Блаженного вернулись исчезнувшие на 100 лет хоругви

Завершилась реставрация старинных предметов

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, пополнился обновленными экспонатами. После сложнейшей реставрации в экспозиции музея, где проходят богослужения, появились две хоругви, которые никто не видел сто лет.

Хоругви с иконой XVI века.

Фото: Мария Москвичева

Еще в прошлом году там были заменены два иконостаса, в которых теперь установлены восемь отреставрированных икон. Сложность «операции» была не только в самой работе реставраторов по восстановлению памятников древнерусской иконописи, но и в том, чтобы выбрать нужный момент и вставить их в специальный подвижный иконостас. Дело в том, что в соборе XVI века нет системы температурно-влажностного режима.

В такой ситуации экспонаты можно беспокоить только в периоды стабильной температуры. В момент смены времени года, когда шкала термометра прыгает туда-сюда, когда за окном сильные дожди или жара, экспонаты лучше не трогать. «Работы по реставрации выполнены очень оперативно и были крайне сложными», — признался директор Исторического музея Алексей Левыкин, в чьем подчинении находится музей «Покровский собор».

Одно из главных событий — появление в Покровском соборе отреставрированной иконы Богоматери Владимирской XVI века, которая когда-то находилась в другом храме, расположенном по соседству. Речь о церкви Зачатия Анны в Зарядье, которая была закрыта в связи со сносом гостиницы «Россия» и до сих пор не открылась. С 1920-х и до 1990-х храм также не работал. Как и многие церкви, храм в Зарядье большевики не пощадили. Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор. Икона была в плохом состоянии. Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря. Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий. По словам завотделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Тарасенко, иконе предстоит привыкать к новым условиям. «Сейчас температурно-влажностный режим приближен к музейным, — пояснила она «МК». — Памятники постепенно адаптируются к условиям. Зимой храм не отапливается».

Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента. Но с тех пор они сильно обветшали. Новые иконостасы в церкви Александра Свирского и церкви святителя Григория Армянского, которые являются частью Покровского собора, сделали таким образом, чтобы каждую из икон можно было достать в любой момент (прежде необходимо было вынуть все, чтобы добраться до одной). И главный нюанс — доски икон реагируют на изменение температуры и влажности, то сжимаясь, то расходясь. В новых иконостасах учтены особенности поведения памятников в условиях, где нет стабильной температуры.

В иконостас церкви Преподобного Свирского после реставрации вернулось семь икон XVI века из деисусного чина. До 1925 года они находились в Гуслинском Спасо-Преображенском монастыре. До реставрации они были сильно загрязнены, имели сколы и повреждения красочного слоя, а авторскую живопись было сложно распознать под слоями многочисленных подновлений. Разница особенно хорошо видна, если сравнить иконы с нижним рядом, который не реставрировался.

Но главным событием, о котором объявили сотрудники Исторического музея, стала реставрация парных хоругвей. Сами иконы-вкладки написаны в XVI веке, а хоругви в виде флагов созданы в стиле модерн на рубеже ХIХ–XX веков. Иконы обрамлены металлическими оправами и украшены изящной вышивкой с кистями и бахромой, поэтому над их реставрацией трудилось сразу несколько отделов в реставрационном Центре Грабаря. Больше ста лет хоругви находились в фондах Исторического музея и теперь стали настоящим открытием.

Источник: mk.ru

Похожие записи