В Узбекистане показали редкий портрет Тамерлана и расшифровки архитектурных узоров

В Узбекистане показали редкий портрет Тамерлана и расшифровки архитектурных узоров

На Международном конгрессе в Самарканде встретились востоковеды со всего мира

В Самарканде стартовал VII Международный конгресс «Культурное наследие Узбекистана – фундамент нового Ренессанса», где участвует более 300 востоковедов из 40 стран мира, в том числе из Европы и России. Событие открылось заседанием научного Совета и презентацией выставки книг-альбомов. Каждый год библиотека Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, который представляет на конгресс результаты своей работы, пополняется примерно десятью новыми томами. Уже издано более 70 книг. Корреспондент «МК» полистал самые важные из них.

На Международном конгрессе в Самарканде встретились востоковеды со всего мира

Фото: Мария Москвичева

Конференц-зал международного конгресса напоминает фантастическую библиотеку, где чувствуешь себя лилипутом среди гигантских корешков книг, что украшают стены помещения. Сами уникальные издания выставлены тут же – вдоль стен. За семь лет работы Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана вышло более 70 томов, а также снято 50 тематических фильмов. Первоначально Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана ставило целью изучить артефакты и рукописи, которые осели в коллекциях разных стран мира. Но со временем проект разросся и вглубь страны.

Фото: Мария Москвичева

– Проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» со временем трансформировался и фокусируется не только на том культурном наследии Узбекистана, которое хранится за границами страны, но и том, что есть и в национальных музеях, – рассказывает «МК» профессор, доктор искусствоведения, завотделом изобразительно-прикладного искусства Института искусствознания Академии наук Узбекистана Акбар Хакимов, который выступил модератором заседания, открывшего международный форум.

Именно он представлял на слете международного общества востоковедов своих соотечественников и иностранных коллег. От России ответствовала Ирина Попова – директор Института восточных рукописей РАН, которая подтвердила слова нашего собеседника: «Наш институт с самого начала сотрудничает с этим проектом. Мы начинали исследования с больших коллекций, а теперь фокусируемся и на более локальных, углубляясь в более академический и детальный подход, что, по-моему, замечательно».

Фото: Мария Москвичева

– Седьмой конгресс, пусть и не является юбилейным, но 7 – число привлекательное. Масштаб конгресса соответствует динамическому росту проекта, – продолжает Акбар Хакимов. – Это отражается на результатах издательской деятельности. Среди выставочный изданий одно из главных – книга-альбом «Исторические личности в миниатюре Среднего Востока» Бахрома Абдухаликова, директора Института востоковедения Узбекистана. Недавно он защитил диссертацию на эту тему и по результатам издал эту книгу, где представлены портреты великих правителей, поэтов и ученых. Жанр портрета формировался здесь совсем не так, как в Западной Европе. Абдухаликов изучил исторические миниатюры и вырезал фигуры важных деятелей, чтобы рассказать о каждом подробнее.

В мусульманской культуре существует запрет на изображение человека, но это не значит, что портрет как жанр полностью отсутствует в культуре Узбекистана. Летописи исторических событий содержат иллюстрации художников, где обычно люди изображены группой во время какого-то события. До сих пор не было полного издания, где можно было всмотреться в лица каждого отдельного правителя и мыслителя Узбекистана. Это первое. На глянцевых страницах монументальной книги в кожаном переплете – более 80 принцев и принцесс и более 20 поэтов и художников. В издание вошло свыше 300 миниатюр из собраний таких музеев, как Галерея Фрира в Вашингтоне, Музея Метрополитен в Нью-Йорке, Национальных библиотек Франции, Британии, Египта, института восточных рукописей Российской академии наук и др.

Среди героев есть и легендарный Тамерлан, который завоевал территории современного Афганистана, Ирана, Месопотамии, северной Индии и Центральной Азии, основав на этих землях империю Тимуридов. Его изображение удалось отыскать в архивах Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США). Сюжет миниатюры из цикла «Зафар-наме» (историческое сочинение персидского историка Шарафаддина Язди, описывающее биографию Тамерлана) изображает прием присяги беков Чагатайского улусе, с которого начались большие завоевания полководца. На портрете Темур Амир торжественно восседает на тахте в окружении соратников и вельмож. Он в короне (тадже) и зеленом кафтане. Одна нога подвернута под себя, другая спущена на скамейку возле трона, что указывает на его хромоту. Во время одного из сражений он лишился двух пальцев на правой руке и получил тяжёлое ранение правой ноги, боли от которого преследовали Темура всю оставшуюся жизнь. Ранение привело к хромоте – не случайно Тамерлана называют «Великий Хромой». Эта поза, а еще рыжеватая клиновидная бородка стали обязательными атрибутами в изображении правителя на протяжении XV столетия. 

Изображение Тамерлана

Фото: Мария Москвичева

Еще одна жемчужина выставки – факсимильное издание Корана с золотым теснением, сделанное австрийскими и немецкими востоковедами. Ему, как миниатюрам, отдано почетное место на выставке. А открывает экспозицию – 30 томов архитектурной эпиграфики Узбекистана. Перед нами расшифровки надписей на минаретах, медресе и других зданиях. Вот, например, том о Самарканде. Многие туристы думают, что некоторые узоры, которыми обильно украшены минареты Регистана, исключительно для красоты. На самом деле каждый штрих, часто весьма геометрический и условный, – это текст. Чаще всего он говорит о величии Аллаха. Взять, допустим, черно-золотой узор одной из колонн медресе Шердор, построенной в XVII веке в Самарканде на площади Регистан. Эти, казалось бы, абстрактные узоры означают: «О Живой, о Сущий!». А вот фреска из того же архитектурного шедевра, с изображением вазы, из которой вырастает загадочный цветок. Его венчает рамка с иероглифом. Исследователи выяснили, что это подпись мастера по имени Мухамед Аваз. 

Впрочем, выставка – большое, но далеко не единственное событие культурного форума. В рамках конгресса будет заслушано около 120 научных докладов.

Источник: mk.ru

Похожие записи