«Нина» Оксаны Бычковой с грузинским акцентом открыла российский кинофестиваль

«Нина» Оксаны Бычковой с грузинским акцентом открыла российский кинофестиваль

Юлия Пересильд и Евгений Цыганов в пустом Тбилиси в разгар карантина

В Выборге открылся 31-й фестиваль российского кино. Все, как в прежние годы, только ставшее привычным за тридцатилетие название «Окно в Европу» исчезло. Наверное, потому, что окно превратилось в форточку. Граница с Финляндией рядом, а преодолеть ее  невозможно. Теперь фестиваль называется «Выборг», за что критики ругают его руководство. Спасибо, что он вообще проходит. Спасибо, что живой. Продюсер Екатерина Филиппова, представлявшая фильм открытия «Нина» Оксаны Бычковой, поблагодарила за возможность показать кино и возможность  жить в непростые времена. 

Юлия Пересильд и Евгений Цыганов в фильме «Нина». Фото: пресс-служба фестиваля

Последние 23 года фестивалем руководил блистательного ума человек, киновед милостью божьей и экс-министр кинематографии Армен Медведев. Год назад менно в Выборге он дал интервью  «МК». Недавно Армена Николаевича  не стало, и его президентское кресло  пока вакантно. 

Когда-то на фестивале существовала полноценная программа фильмов, снятых в копродукции разных стран. Теперь х почти нет.  «Нина», открывшая «Выборг», — редкое исключение. Она  создана Россией совместно с Грузией. Мировая премьера  состоялась на Шанхайском кинофестивале. Фильм также представлялся в индустриальной программе Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.   Уже есть одноименная картина польского режиссера Ольги Хайдас, живущей в США. И она победила в 2018 году на Роттердамском кинофестивале в  конкурсе  «The big Screen Award», где в 2014-ом награду получила  Оксана Бычкова за фильм  «Еще один год». И это не единственное совпадение. У Хайдас героине ближе к сорока. Она  учительница французского языка, и у нее своеобразные отношения с мужем. Нина у Оксаны Бычковой примерно того же возраста и тоже занимается с детьми, она логопед. . 

Нину сыграла Юлия Пересильд. На роль пробовались разные актрисы. Но когда пришла Юлия и сделала все, к надо, оксана поняла, что нашла то, что искала. Ей нужна была «акварельная девушка», а это совсем не то, что Пересильд делала прежде.  После съемок в «Нине» она улетела на Байканур. И всяроссийско-грузинская группа очень за нее переживала. 

У Нины как будто все хорошо, есть маленький сын и чуткий, понимащий муж (Кирилл Кяро). Он великодушно отпускает жену в Тбилиси на встречу с ее былым возлюбленным, который серьезно болен. Его зовут Руслан, и он, что называется, опустившийся джентльмен. Играет его Евгений Цыганов, снимавшийся и прежде у Оксаны Бычковой. Нина едет утешить и попрощаться туда, где они были счастливы когда-то, но ее путешествие в Грузию обернется для всех неожиданным финалом.

Сценарий написала Любовь Мульменко при участии Оксаны Бычковой. . Некоторые диалоги очень хороши и забавны. Руслан говорит Нине: «Почему я такой классный, и никакого отклика?». А у нее возникнет диалог с молодым грузином: «Как ты себя чувствуешь?» – «Как бабка. Ранняя бабка». Может в отрыве от визуального ряда эти слова и не производят особого впечатдения, но на экране  звучат точно и иронично. Сама ситуация смущает. Но, как было сказано, для авторов это очень личная история. Возможно, и такое случается на белом свете. Происходящее в жизни иной раз выглядит в кино невероятным и даже фальшивым, становясь тем, во что вообще сложно поверить. 

Оксане Бычковой удаются экранные путешествия в другие города. Она снимала  новеллу для альманаха «Петербург. Только по любви». Другие ее фильмы тоже можно атрибутировать по географии. Ее дебютный «Питер FМ» стал прогулкой по Санкт-Петербургу. А недавняя картина «Чего хочет Слава» — трип по вполне поэтической и романтичной Москве. «Нина» — путешествие по Тбилиси. Снимался фильм во время карантина и жесткого локдауна, когда в городе был введен  комендатский час. А теперь, когда в Тбилиси устремилось немало людей из России, повился  незапланированный новый акцент. 

Русское кино – это грузины, красное вино… Почти как в одной советской пьесе, где героиня вспоминает свои былые дни с терпким вкусом настоящей жизни. 

Екатерина Филиппова представляла картину в одиночестве.  Актеры заняты на съемках и  находятся в разных городах. Они приветствовали публику с экрана, заранее записав свои обращения. Оксана тоже работает над новым проектом по вселенной «Малышариков». Екатерина рассказала, как снимали в разгар ковида, когда все было закрыто, работали только морги, больницы, аптеки, одна стойка регистрации в аэропорту. Пустота города ощущается с экрана. Киногруппа «Нины» была единственной, которая тогда работала,  благодаря сопродюсеру с грузинской стороны, добившемуся разрешения на съемки. Добирались до Тбилиси через Стамбул и Амстердам, иногда через оба города. Но нет худа без добра. Как говорит Екатерина Филиппова, одни двери закрывались, но открывались другие. Приходилось проявлять изобретательность. 

Финала фильма многие не поняли, особенно мужчины. Он не самый выигрышный для большинства зрителей. Что им хотели сказать? То, что жизнь хрпка и может в любой момент прерваться, а женщина очень уязвима. Один человек может забрать чужое небытие. Пришлось кому-то разъянять, что речь идет о любви и нелюбви, о любви, неверности прежнего выбора. Оксана Быкова всегда  об этом и снимает.

«Еще один год» был инициирован Госфильмофондом как ремейк фильма «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова, снятого по мотивам одноименной пьесы Александра Володина с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым в главных ролях. И тут еще одно совпадение. Александр Абдулов, которому в этом году исполнилось бы 70 лет, стал лицом фестиваля. Ролик о нем сопровождает каждый показ. Он смотреть на нас с фасада кинотеатра. У Окасаны Бычковой играли  Алексей Филимонов и Надежда Лумпова. Их герои любили друг друга, но оказались совершенно не способны дорожить  чувствами, разрушали лучшее, что было в их жизни. И в других картинах Бычковой герои расстаются на фоне прекрасных городов, а теперь и стран. Оксана умеет передать их дух и атмосферу. Но Тбилиси оказался  открыточным, увиденным глазами туриста. Случайными туристами выглядят Нина и Руслан. Их грузинский антураж какой-то отдельный. А героям и актерам иногда не хватает психологических нюансов, тонкости, чтобы зритель мог пережить их боль  как свою, а не оставаться созерцателем. 

Источник: mk.ru

Похожие записи