Знаменитые статуи эвакуируют с крыши РГБ

Знаменитые статуи эвакуируют с крыши РГБ

22 скульптуры, венчающие главное здание “Ленинки”, находятся в аварийном состоянии

Скоро крыша главной библиотеки страны останется без знаменитых фигур, которые за последние 80 лет стали ее визитной карточкой. А все потому, что 22 скульптуры находятся в аварийном состоянии. Влага проникает в «тела» бетонных трехметровых статуй, провоцируя коррозию металлического каркаса. Обследование показало, что суммарный процент повреждений — 51–75%. Такие данные были получены еще два года назад. В 2021 году провели работы по консервации скульптур: установлены защитные экраны, смонтирована защитная сетка. Теперь дело за основным ремонтом. Почему реставрация будет особенно сложной, разбирался «МК».

Фото: Геннадий Черкасов

Знаменитые фигуры, наблюдающие за прохожими по улицам Моховая и Воздвиженка, сейчас вблизи выглядят, мягко говоря, не очень: видны плесень, трещины, сколы. На днях каждую «оденут» в леса и подготовят к демонтажу. А потом отправят в реставрационные мастерские. Сроки окончания работ сложно предугадать. Реставраторам на месте придется определять размеры бедствия — сейчас понятно лишь то, что они серьезные.

Дело в том, что скульптуры эти в свое время делались в изрядной спешке. Решение установить их на крыше Ленинки было принято в последний момент, когда строительство нового корпуса библиотеки на Ваганьковском холме уже подходило к концу. Причем сначала, в 1936-м, собирались поставить 14 скульптур, но, как водится, аппетит приходит во время еды. В итоге скульптур получилось 22. Устанавливали их в 1938-м с большими отступлениями от проектного замысла и «с издержками бригадного подхода» (так и записано в докладной от 1939 года, которая сохранилась в архивах РГБ). 

Тем не менее фигуры на тему «Социалистический труд и знание» выполнены по эскизам прекрасных мастеров: «Шахтер» — Матвей Манизер, «Студентка» (она же «Девушка с книгой»), «Библиотекарь», «Архитектор» — его супруга, Елена Янсон-Манизер; «Ученик», «Скульптор», «Инженер», «Рабочий» — Всеволод Лишев; «Колхозница» и «Красноармеец» — Надежда Крандиевская; «Рабочий-прокатчик» — Вера Мухина. История со скульптурами стала своего рода вишенкой на торте довольно абсурдной и во многом показательной истории одной из самых грандиозных и дорогих строек Советского Союза. 

Первоначально здание Ленинки собирались строить в конструктивистском стиле. В 1928-м на открытом конкурсе победил как раз такой проект: многоэтажный корпус в виде раскрытой книги, придуман был московским архитектором Дмитрием Марковым, одесским конструктивистом Даниилом Фридманом и архитектором и художником Владимиром Фидманом. Был еще и закрытый конкурс, где лучшими признали проекты Алексея Щусева и братьев Весниных. А вот проект Владимира Щуко был раскритикован в пух и прах — за помпезность и классические формы. В журнале «Советский архитектор» даже вышла критическая статья, где Всероссийский съезд Общества современных архитекторов ОСА «выражает свой решительный и категорический протест» против проекта академика Щуко, называет его «слабым» и «идеологически чуждым».

Однако пока шла подготовка к стройке, конструктивизм попал в немилость, и в итоге, уже в 1930-х, утвердили этот самый «чуждый» проект. Впрочем, и он был слишком простым и лаконичным для нового духа времени. Поэтому Владимир Щуко взял в соавторы Владимира Гельфрейха, и вместе архитекторы добавили в первый вариант побольше имперского и грандиозного. Например, дорогую облицовку из известняка и черного гранита. По этому поводу советская пресса уже с гордостью писала, что для оформления библиотеки «одних бронзовых изделий было заказано на 2 миллиона рублей». Как раз в конце 1930-х богатую отделку решили разбавить медальонами писателей и ученых, которые отлили из церковных колоколов, и скульптурами образованных тружеников. Работу возглавил скульптор Матвей Манизер, который параллельно ваял фигуры для станции «Площадь Революции». Не удивительно, что тема и стилистика скульптур с крыши Ленинки и метроскульптур синонимичны. Но Манизер не успевал все сделать сам, так что позвал на помощь коллег, естественно, ведущих мастеров своего времени. С самой библиотекой у скульптур мало стилевого единства, но все давно привыкли к фигурам, они стали символом «самой читающей страны». Особенно «Студентка», которую в народе нарекли «Девушкой с книгой».

Теперь реставраторам осталось разобраться, как привести в порядок скульптуры, которые изрядно потрепало за 85 лет. Проблема в том, что скульптуры сделаны из непрочного бетона. Несколько лет назад реставрировали подобные фигуры, украшавшие дом на Калужской Заставе. Некоторые пришлось сделать заново по формам, снятым с помощью силикона с оригинальных скульптур.

Источник: mk.ru

Похожие записи