ПОСЛЕДНЕЕ
На Алтае нашли древние «подгузники» из костей косули

Российские и польские археологи наткнулись на важный предмет гигиены младенцев

Гигиеническое средство, заменяющее младенцам алтайских кочевников подгузники, обнаружили и попытались изготовить собственноручно археологи, работавшие в Майминском районе Республики Алтай. Ко всему прочему, приспособление подтвердило догадку ученых о культурной миграции древних алтайцев по территории Евразии и возможном их родстве с современными жителями Средней Азии.

Как сообщили в РАН, группа ученых из Института археологии и этнографии СО РАН вместе со своими польскими коллегами из Института археологии Краковского и Ягелонского университета обнаружили на территории древнего погребального комплекса под названием Чултуков Лог-9 неожиданный предмет гигиены из костей животных. Предки местного этноса – пазырыкской и кара-кобинской культур использовали трубчатые кости животных для отправления естественных человеческих надобностей у младенцев. Приблизительная датировка находки —   от  II века до нашей эры до V века нашей эры.

Фото: Институт археологии и этнографии СО РАН

Как пояснил ведущий научный сотрудник ИАЭ СО РАН Андрей Бородовский, речь идет о так называемых «сумаках», которые играли роль мочевыводящих трубочек-катетеров из переносных младенческих колыбелей. Средство гигиены изготавливали из длинных костей баранов, овец и косуль. Существовали сумаки для девочек и мальчиков.

Фото: uj.edu.pl

Сумаки встречались раньше археологам на территории Средней Азии, Кавказа и Крыма, а для Горного Алтая такая находка пока является довольно редкой. К тому же сумаки не встречаются в этнографических материалах региона. Археологи предположили, что предмет младенческой гигиены появился на территории современного Алтая лишь в то время, когда здесь господствовали могущественные хунны (или гунны), вытеснившие предков местных народов на сопредельные территории Евразии. Но и после ухода гуннов традиция прижилась, – ученые не исключают, что она может служить маркером, связывающим предков современных алтайцев и жителей Средней Азии.

Один из членов археологической экспедиции – поляк Кшиштоф Михальчевский решил изготовить точные копии сумаков. Он провел эксперимент, изготовив предмет из целой ноги косули.