Экс-глава российского Интерпола назвал тревожные аспекты помощи Запада Украине

Экс-глава российского Интерпола назвал тревожные аспекты помощи Запада Украине

«Давление на Россию будет продолжено, даже несмотря на бюджетный кризис в Конгрессе США»

Признавая по факту, что украинский «контрнаступ» явно не задался, в США и НАТО стали изыскивать причины этого конфуза и разрабатывать новые планы противостояния с Россией. Как объясняют свои неудачи на Западе и что планируют предпринять, рассказал советник министра внутренних дел России, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный сотрудник МВД РФ, экс-руководитель российского Центрального бюро Интерпола, автор книг по борьбе с оргпреступностью Владимир Овчинский.

– Владимир Семенович, на Западе, вообще-то, реально и честно оценивают военную ситуацию на Украине? Чем они объясняют провал наступления ВСУ?

– С объективностью и честностью у них есть определенные проблемы. В этом-то вся и беда – нередко желаемое выдают за действительное, а очевидное предпочитают не замечать. Как писал поэт Владимир Поляков:

«- Хотите, я скажу вам правду?

— Спасибо, у меня своя».

Но есть эксперты, которые хоть как-то пытаются вразумить своих коллег, вернуть их с небес на грешную землю.

Один из них — Роберт Инглиш (это бывший политический аналитик Пентагона, а ныне директор исследований Центральной Европы в Университете Южной Калифорнии) опубликовал на днях в The National Interest статью, в которой пишет: «Официальная бравада и предвзятость западных СМИ ухудшают политический дискурс и подрывают общественную поддержку. Плата за высокомерие дорогая. Спустя четыре месяца после хваленого контрнаступления Украины, которое, несмотря на огромные затраты людей и техники, принесло минимальную территориальную выгоду, поддержка Киева явно ослабевает».

Дальше он пишет о том, что разочарование вызвано растущим экономическим бременем вооруженного конфликта и продолжающимися коррупционными скандалами на Украине. Но ситуация, по словам Роберта Инглиша, усугубляется негативной реакцией на чрезмерную самоуверенность и высокомерие западного, особенно американского, внешнеполитического истеблишмента: «В течение нескольких месяцев скептические голоса оставались в стороне, в то время как средства массовой информации противопоставляли военно-технологическое мастерство Запада российской «отсталости и беспорядку». Мозги НАТО одолеют российскую силу, как уверенно предсказывали эксперты в июне, что еще больше усилило октябрьское разочарование и недоверие».

– Какие аргументы приводит Роберт Инглиш?

– Вполне конкретные и весомые: «Поскольку Россия продолжает удерживать 40 тысяч квадратных миль территории на Украине, неустойчивость такой кампании очевидна. Однако официальные лица в Брюсселе и Вашингтоне настаивают на том, что контрнаступление Киева увенчалось «успехом», приветствуя незначительные успехи и иллюзорные прорывы».

При этом эксперт предлагает сравнить результаты: «Недавние успехи России относятся к завоеванию Бахмута, большого и хорошо укрепленного города (довоенное население 73 000 человек). Напротив, недавние достижения Украины состоят из открытых полей и небольших деревень, таких как Работино (довоенное население — 500 человек)».

Однако, сетует Инглиш, «хор отставных офицеров преувеличивает слабость России и рассматривает победу как еще одну передачу оружия, «меняющую правила игры». Почему поставленное НАТО вооружение, включая сотни современных танков, не сработало должным образом? Из-за минных полей и траншей, — оправдываются они, не признавая, что Россия сражается яростно, используя как тактическое, так и технологическое мастерство — от коварной электронной войны до разрушительных противотанковых дронов».

«Но разве нам не говорили, – продолжает Инглиш, – что «российские технологии сильно отстают от западных»?»

— Происходит сознательная недооценка России?

– Да, мы наблюдаем у Запада какой-то транс самоуспокоения. То они верят, что ударом по Крымскому мосту деморализуют Путина, всю Россию и этим прервут сухопутную связь с Крымом.

Однако, пишет Инглиш, комментируя удар по мосту, «Путин лишь пожал плечами, предсказывая победу Москвы». Автор напомнил, что «Крымский мост на протяжении десятилетия символизировал изобретательность России перед лицом презрения Запада. Многие поначалу иронизировали, говоря, что России не хватает ноу-хау, чтобы построить самый длинный мост в Европе, а некоторые даже предсказывали, что он рухнет под собственным весом. Таким образом, это мощное чудо инженерной мысли предлагает нам пересмотреть наши стереотипы».

Другой такой ложный стереотип — «у России заканчиваются боеприпасы».

— Ну, это мы слышим с чуть ли не с начала СВО…

– Вот-вот. В июне 2022 года газета Washington Post предсказала, что российские боеприпасы вскоре будут исчерпаны и Россия «исчерпает свою боеспособность» в течение нескольких месяцев. Однако к июню нынешнего года все западные СМИ сообщили, что на самом деле Украина испытывает критический дефицит ракет и артиллерии. Какова разница? Сейчас Россия производит более 10 000 артиллерийских выстрелов в день, а Украина — всего 5 000. Соединенным Штатам требуются недели, чтобы произвести то, что Украина тратит за несколько дней, в то время как союзники по НАТО достигли «дна бочки», пожертвовав свои резервы Киеву. Между тем, Россия по-прежнему превосходит Запад по производительности, несмотря на «парализующие» санкции, которые должны были задушить ее военные усилия. Аналогичным образом, российские ракеты продолжали наносить удары по Украине год спустя после сообщений о том, что производство вскоре прекратится, поскольку производители оружия были якобы вынуждены поглощать компьютерные чипы из бытовой техники.

— А что они говорят по поводу нашего другого вооружения? Неужели оно у нас тоже заканчивается?

– По их мнению – да. Но так думают не все. Тот же эксперт Инглиш иронизирует над западными «шапкозакидателями»: «И все же мы смеемся над претензиями России, что в следующем году она увеличит производство танков на 1500 штук — в три раза больше, чем количество западных танков, поставленных Украине. «Ну и что, если Россия произведет больше танков? Украина просто уничтожит их ракетами и дронами». Это следует за повествованием о том, как Киев сводит на нет российское количество превосходным качеством, особенно их высокотехнологичной «армией дронов». Таким образом, мы уделяем мало внимания той информации, которая опровергает эту версию. А именно — принятие Россией новых систем и тактики. Сейчас Украина теряет до 10 тысяч дронов в месяц из-за российского противодронного оружия и средств радиоэлектронной борьбы. Россия также глушит сигналы GPS, чтобы вывести из строя системы наведения поставляемого США вооружения, такого, как планирующие бомбы JDAM и артиллерийские орудия HIMARS. И Россия развертывает новую линейку беспилотных летательных аппаратов, таких как дрон-камикадзе Lancet, которые уничтожили или вывели из строя десятки только что доставленных западных танков и бронетехники, тем самым сорвав быстрый прорыв, который должен был последовать за потоком бронетехники НАТО и месяцами обучения НАТО».

Эксперт напомнил и про плотные, насыщенные минные поля перед позициями российских войск, и про тотальный контроль поля боя дронами и другими средствами разведки, когда высокоточный ракетно-артиллерийский удар наносится по всему, что шевелится. Именно так, кстати, в июне этого года была уничтожена целая колонна украинской бронетехники, включая только что приобретенные немецкие танки «Леопард» и американские БМП «Брэдли» на так называемом Запорожском фронте. Теперь это место увековечено как «Площадь Брэдли». Согласитесь, символично и поучительно.

А еще он указал на современную тактику, когда действовать можно только мелкими группами и подразделениями, а про массированные атаки батальонами, тем более – бригадами следует забыть. Какой уж тут «контрнаступ» без сосредоточения превосходящих сил в месте решающего удара и прорыва.

— Тем не менее, на Западе продолжают надеяться на скорый «крах» России?

– И это вызывает даже не гнев и раздражение, а удивление. Вроде бы, взрослые, опытные, почти образованные люди. Ну, худо-бедно образованные…

Например, генерал Марк Милли, говорит, что русским «…не хватает лидерства, им не хватает воли, их моральный дух низок, а их дисциплина разрушается». Пусть еще вспомнит (если знает, конечно – это мой прозрачный намек на западную образованщину), про вклад русских солдат в обе мировые войны. И, главное, сравнит дух наших воинов с духом западных (в то время) союзников. Пусть приведет хоть один пример, кто из них хотя бы раз ходил в штыковые атаки без патронов, а то и просто с малыми саперными лопатками (история не зафиксировала такие «глупые» случаи). Подобное сравнение для любой западной страны просто стыдно. В годы Второй мировой войны ни один западный летчик не пошел на таран, тем более – лоб в лоб. Всегда отворачивали. И ни один западный боец не лег грудью на амбразуру… Вам ли, бюргерам, рассуждать о моральном духе?

А бывший директор ЦРУ Дэвид Петреус, считает, что решимость России может «рухнуть» в ответ на атаки украинских дронов на Москву. Он что, не знает, сколько нас за всю историю бомбили и как мы к этому относимся? Становимся только злее.

— И этому верят?

– Далеко не все и не везде. Инглиш констатирует, что удары беспилотников по Москве, безусловно, нервируют москвичей. Но это не привело к широкому недовольству. Напротив, сожалеет он, поддержка Путина остается сильной, а антизападный эффект сплочения вокруг российского флага усиливается, поскольку Россия оказывается в прокси-войне со всем НАТО, согласно «пропаганде Кремля».

Что и требовалось доказать.

— Ну, с нами тут все понятно. А что думают об этом люди на Западе?

– Эксперт пишет, что недавний опрос показал, что большинство американцев сейчас выступают против увеличения военной помощи Украине. Здесь они присоединяются к странам ЕС, где большинство уже считало – даже до недавних неудач Украины, – что посылка большего количества оружия только продлит конфликт и задержит переговоры о мире.

— Так, может, пора прислушаться к гласу народов и прекратить пичкать украинских националистов вооружениями?

– Как бы не так! На Западе, наоборот, придумывают новые способы и варианты нанесения поражения России.

Так, Пентагон анонсировал на своем сайте новую – 16-ю встречу контактной группы по вопросам военной помощи Украине в формате «Рамштайн», которая состоится 10 октября 2023 года в Брюсселе. А уже 12 октября там же состоится встреча министров обороны стран НАТО. На повестке дня — расширение возможностей Украины по нанесению «глубоких» ударов. Аналитики Rand и Исследовательской службы Конгресса США на сайте Defence News в сентябре писали: «По мере развития контрнаступления украинские лидеры отдают приоритет нанесению ударов по российским целям за пределами непосредственного поля боя. Они призывают Запад предоставить современные истребители, такие как F-16, и ракетную артиллерию большей дальности, например, армейскую тактическую ракетную систему наземного базирования. Оба вида оружия теперь, похоже, вступят в бой в этом или следующем году. Как они помогут Украине?»

— Действительно — как?

– Надеюсь, что добиться победы не помогут. Хотя бед натворят много.

Эксперты Rand и Исследовательской службы Конгресса США считают, что «по мере того, как Украина перейдет на предоставленные Европой F-16, она получит доступ к более совершенным крылатым ракетам, таким как малозаметная совместная ракета «земля — воздух». Дополнительные типы ракет могут также помочь Украине удерживать под угрозой стратегические российские плацдармы.

Условия противовоздушной обороны России являются одними из самых сложных в мире. Для украинских F-16 может быть рискованно летать глубоко на поле боя или длительное время действовать над российскими войсками. Частично по этой причине ракеты наземного базирования являются важным дополнением к авиации. Они могут быть запущены в любой момент и в целом обладают повышенной живучестью по сравнению с пилотируемыми боевыми самолетами.

Быстролетящие баллистические ракеты особенно живучи благодаря своей скорости и маневренности, хотя и имеют меньшую дальность полета по сравнению с крылатыми ракетами. Баллистическая ракета большей дальности, способная нанести высокоточный удар, армейская тактическая ракетная система или ATACMS, может запускаться из нескольких пусковых установок. Украина обладает несколькими видами, такими как американская реактивная система залпового огня M270 и высокомобильная артиллерийская ракетная система M142.

США могли бы способствовать поставке большего количества систем ATACMS, разрешив реэкспорт систем, принадлежащих Европе. Польша, Румыния, Греция и Турция имеют ATACMS. В 2022 году Литва и Эстония подписали договоры купли-продажи.

Скоординированные возможности глубокого удара — воздушного и наземного базирования — будут наиболее эффективными в нанесении ущерба российским силам».

— Но главные надежды украинский режим возлагает, все же, на F-16?

– Да, хотя на Западе его и не считают «волшебной пулей» против России. В статье эксперта Rand Майкла Бонерт на сайте Defence News (03.10.2023) говорится: «Первой ролью самолета, скорее всего, будет поддержка противовоздушной обороны путем перехвата крылатых ракет. Некоторые комментаторы подчеркнули способность F-16 использовать крылатые ракеты и другие боеприпасы для нанесения ударов и пресечения, такие как ракеты Storm Shadow. Однако этого оружия недостаточно, и F-16 обеспечивают лишь ограниченную дополнительную мощность, если только Украина не получит большой приток боеприпасов класса «воздух-земля».

По мере того, как Украина научится обращаться с F-16, следующей миссией будет подавление российских ЗРК, задача, которая более сложна, чем просто контрудары. F-16 хорошо подходят для использования AGM-88, которые Украина направила для подавления передовых российских ЗРК. Две описанные миссии возможны с использованием первоначально заявленных F-16. Из примерно 60 обещанных F-16 к началу 2024 года ожидается только около дюжины».

Эксперт признает, что «ограниченный (якобы) потенциал противостоящих боеприпасов у России не помешал ее штурмовикам и вертолетам нанести удары по Украине. Первоначально Россия прибегла к полетам ниже прямой видимости украинских ЗРК и применила «тупые» бомбы. С тех пор Россия адаптировалась к использованию высокоточных планирующих бомб с дистанционным управлением. Россия также использует свои многоцелевые самолеты для выполнения задач класса «воздух-земля», поскольку в воздухе она сталкивается с небольшим сопротивлением. F-16 могут нацеливаться на последних и заставлять первых выполнять задачи класса «воздух-воздух».

Но, тревожится Бонерт, одних F-16 недостаточно. Им требуется подготовка, экипажи поддержки, средства связи, системы раннего предупреждения, модернизированная авионика и боеприпасы. На создание этой инфраструктуры уходят годы, и она вряд ли будет полностью развернута в период конфликта.

— Так чем же будут вооружать F-16?

Владимир Овчинский: Помимо высокой вероятности того, что Украина получит больше AGM-88 и Joint Direct Attack Munition (JDAM), никаких других публичных сведений о боеприпасах F-16 не было объявлено. Самыми мощными ракетами класса «воздух-воздух» НАТО являются американская AIM-120D и британская «Метеор». Они необходимы для преодоления российских систем противоракетной обороны большой дальности, однако ни одно из них не было обещано.

Если ожидается, что украинские F-16 будут поражать наземные цели, им потребуются подходящие боеприпасы. Боеприпасы F-16, предназначенные для борьбы с наземными целями времен холодной войны, представляют собой модернизированные варианты серий CBU и Rockeye. Вскоре их потребуется вывести из эксплуатации, и у них не будет базовых самолетов-носителей.

Выиграют ли F-16 конфликт для Украины? Бонерт категорично отвечает: нет. По его мнению, самой важной поддержкой для Украины по-прежнему остается артиллерия, медицинское оборудование, пехотное вооружение, наземная техника и беспилотники. Однако долгосрочное обязательство по поддержке хорошо оснащенных и многочисленных F-16 повысит вероятность успеха Украины.

Но вот только будут ли эти хорошо оснащенные, а главное – многочисленные самолеты? И — как скоро?

— То есть, невзирая на весь скепсис и разочарование, которые все явственнее прослеживаются на Западе, эскалация конфликта на Украине будет продолжаться?

– Что там скепсис и разочарование — наступление на Россию будет продолжено, даже несмотря на бюджетный кризис в Конгрессе США! Об этом говорится вполне открыто.

Никого на Западе не смущают людские потери ВСУ. На Украине уже создается Единый реестр призывников – электронный контроль над процессами мобилизации. Под ружье поставят всех, более-менее способных стоять на ногах и хоть как-то держать в руках оружие. Уметь стрелять – не обязательно. Несмотря на потери бронетехники, у ВСУ, по оценкам военных экспертов, остается не менее 1700 танков советских, пусть и устаревших, типов (разрекламированная западная бронетехника решающей роли в боях не играет ввиду своей малочисленности).

Есть и опасный симптом о возможности вступления в конфликт Польши — под видом оказания гуманитарной помощи Украине. Один из признаков такого симптома – заступление на боевое дежурство в Варшаве с 6 октября 2023 года (впервые в истории) американских комплексов ПВО Patriot.

Источник

Похожие записи