Эксперт назвал уязвимости в системе безопасности на дорогах

Эксперт назвал уязвимости в системе безопасности на дорогах

Некоторые законодательные нормы нуждаются в коррекции

Обстановка на наших дорогах и показатели смертности в ДТП не позволяют сказать, что реализация национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» идет, как задумывалась. О том, что не мешало бы подправить в этой сфере, «МК» рассказал автоэксперт Алексей Щеглов.

Как известно, еще в 2017 году президент России Владимир Путин поставил перед правительством цель – снизить количество смертей на отечественных трассах и улицах до показателя 4 погибших в ДТП на 100 тыс. населения. Сейчас этот показатель примерно на уровне — 8 погибших на дорогах на каждые 100 тысяч человек. Нацпроект продлили до 2030 года. Но и этот срок не за горами. Что надо сделать, чтобы приблизиться к выполнению важной задачи? Какие проблемы надо решить?

— К сожалению, смертность в ДТП вновь стала расти, — рассказывает автоэксперт Алексей Щеглов. – Уже в начале 2023 года количество аварий с фатальным исходом увеличилось. В начале июля прошла пресс-конференция начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД генерала-лейтенанта Михаила Черникова. Он сообщил, что каждый четвертый участник ДТП погиб в происшествиях, связанных с превышением скоростного режима. В числе других распространенных причин — выезд на встречную полосу, наезд на пешехода.

— Как бороться с этой бедой?

— Путей несколько. Госавтоинспекция, например, проводит в год тысячи разъяснительных мероприятий, в том числе в школах, сотни рейдов, десятки социальных кампаний, чтобы убедить участников дорожного движения в необходимости соблюдать правила. Идет такая деятельность на пользу? Несомненно, ведь даже один ребенок, самостоятельно решивший дождаться зеленого сигнала светофора – уже победа. Однако нужно нечто больше, что отбило бы у водителей напрочь желание нарушать правила дорожного движения.

— Что вы имеете в виду?

— Действенным инструментом повышения культуры вождения и дисциплины водителей является комплекс фотовидеофиксации. Дорожная камера, если говорить проще. Давно подмечено, что на камеру — будь то дорожный знак или голосовое предупреждение навигатора – все водители, как правило, реагируют: снижают скорость и не нарушают правила. Штраф – достаточный аргумент для выполнения требований знаков и ПДД.

Недавнее исследование ученых НИУ ВШЭ подтвердило, что установка комплексов фотовидеофиксации вдвое снижает количество наездов на пешеходов на данном участке дороги. Снизивший скорость водитель просто успевает затормозить, если пешеход выскочил на дорогу в неположенном месте.

Особенно этот сдерживающий фактор важен в летнее время, когда дорога и погода стимулируют к «достижениям» по скорости, а загород выезжает немалая доля городского населения: от пенсионеров до отпускников и учащихся.

Незагруженная и, вообще-то, не очень популярная региональная дорога может стать местом чудовищной аварии. Согласно статистике, две трети погибших пешеходов оказались под колесами именно в населенных пунктах. Каждый восьмой погибший — ребенок. Кто-то не увидел, а другой – не успел затормозить. Венок на обочине…

Казалось бы, создайте уже плотную сеть дорожных камер фотовидеофиксации по всей стране. Для этого даже не потребуется залезать в госбюджет – операторы систем фотовидеофиксации в регионах и столицах регионов работают на государство по аутсорсингу. Почтовый ящик свое дело сделает, несколько «писем счастья» заставят водителей взять себе в привычку соблюдение правил на дороге.

По данным, озвученным генералом Черниковым, на дорогах России сейчас почти 24 тысяч стационарных камер и 3000 «передвижек». Они помогли ликвидировать более 1600 аварийно-опасных участков дорог только за прошлый год.

— 27 тысяч камер – достаточное ли этого количество для российских дорог, протяженность которых почти 1,6 млн километров?

— Между сторонниками средств фотовидеофиксации и их оппонентами уже возникала дискуссия по этому поводу. Последние даже умудрились заявить, что Россия является абсолютным лидером по количеству средств фиксации в мире, что в действительности, конечно, не так. Сравнивать число камер в странах, протяженность дорог в которых отличается в разы – заведомо неверно. В той же Италии, например, 500 тыс. километров дорог.

— 1 сентября 2024 года вступит в силу очередной федеральный закон, вносящий изменения в работу комплексов фотовидеофиксации. В чем его особенность?

— Он вводит обязательные для всех регионов требования к размещению технических средств контроля соблюдения ПДД. Закон позволит лучше контролировать эксплуатантов фотовидеофиксации на дорогах, однако в нем нет и слова о тех изменениях, которые сегодня действительно нужны российским дорогам. Но обо все по порядку.

Как не было – так и нет возможности оперативно реагировать на возникновение очагов аварийности. Перед тем, как начать работу на конкретном участке дороги, нужно дождаться… определенного количества ДТП и погибших. Но ведь лучше работать на упреждение, а не бить по хвостам.

Ведь в России уже есть предиктивная аналитика – Аналитический модуль безопасности дорожного движения, помогающий прогнозировать аварийность на будущие периоды и своевременно готовить мероприятия для увеличения безопасности.

Получается, что закон не позволяет ставить комплексы фотовидеофиксации до того, как на том или ином участке дороги не появится статистика ДТП. Он предусматривает установку камер, только когда несколько аварий на этом участке уже произошло. Если бы можно было действовать превентивно, многих ДТП можно было бы избежать.

Кроме того, в законе не предусмотрена возможность устанавливать камеры фотовидеофиксации у значимых социальных объектов: у школ, детских садов, образовательных центров и так далее. Сначала ДТП – потом уже «работа над ошибками». А ведь большинство аварий в таких местах – наезды на пешеходов. На детей, в том числе.

В текущем варианте закона первая сотня метров в населенном пункте у водителя «остается» тормозной полосой. То есть он начинает снижать скорость не заранее, при приближении к населенному пункту, а уже в нем самом. Ведь камеру можно повесить не ближе ста метров от начала этого самого пункта. В результате первые сто метров смертельно опасны для пешеходов. Всем же известно, что ограничение в 90 км/ч у нас читается не иначе, как 109 км/ч.

Также камеры не могут иметь перекрестные зоны контроля. То есть повесить в каждую сторону движения по комплексу нельзя. Этим часто пользуются мотоциклисты, регулярные нарушители ПДД, и умельцы на автомобилях, просто снимающие или замазывающие грязью номерной знак. Все же знают, что фото «вид сзади» не будет – таков закон.

Образно говоря, законодательная составляющая безопасности на наших дорогах должна соответствовать темпу века. Идти в ногу со временем. А она, похоже, не успевает, зачастую даже тормозит. Ждать ДТП – странная история, нужно предупреждать его. Тем более, что рабочие инструменты есть.

Источник

Похожие записи