Из-за роста цен россияне перешли на групповые закупки бензина

Из-за роста цен россияне перешли на групповые закупки бензина

На дорогах появляются странные сооружение из контейнеров и еще советских раздаточных колонок

Ценники на АЗС пришли в движение после более чем годовой паузы: теперь дорожают не только незаметный большинству «легковых» автомобилистов дизель, но и все распространенные сорта бензина. 50-рублевую планку штурмует «простонародный» 92-й — выбор владельцев старых машин и самых экономных; а еще недавно топтавшийся возле этого уровня 95-й уверенно пошел вверх и может вскоре подпереть 60-рублевый рубеж. Это заставляет водителей вспоминать навыки выживания из 90-х и придумывать новые.

На дорогах появляются странные сооружение из контейнеров и еще советских раздаточных колонок

Фото: Геннадий Черкасов

Игра с ценами получается сложная: начинается с биржи (на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 24 июля 92-й подорожал до 64 879 руб. за тонну, 95-й — до 69 925 рублей). Рекорды цены фиксируются практически ежедневно. Эти цены практически равны нынешним розничным в недорогих регионах центра России: 47,36 руб. за литр 92-го и 51,04 за литр 95-го. С учетом наценки за перевозку и услуги АЗС так и получается, что литр 95-го вскоре будет стоить чуть меньше 60 рублей.

«Все равно ездить не бросим»? С одной стороны, для профессионалов именно так: подорожание топлива просто включается в тариф. Правда, некоторые из перевозчиков могут уйти с рынка, оказавшись между молотом растущих цен на технику и топливо и наковальней приемлемых для потребителя тарифов, — но это, в конце концов, детали.

А вот те, кто покупает бензин на свои и ездит сам, задумываются об альтернативах. Наиболее очевидная (и опробованная уже несколько лет назад) — каршеринг в его изначальном значении, то есть поездки нескольких человек в одной машине. Или бригада из одного района едет на вахту в столицы, сбрасываясь на бензин; или случайные люди находят друг друга через специальное приложение — главное, что вместе ехать получается не так разорительно.

…Анатолий, житель Ярославской области, нашел применение обычному прицепу к легковому автомобилю: после начала роста цен на бензин он создал с друзьями и соседями своеобразный механизм коллективных закупок топлива. В прицеп влезает, не привлекая внимания ДПС, четыре обыкновенных металлических бочки из-под горюче-смазочных материалов. Постоянно ездя по работе в Костромскую область, где на некоторых заправках бензин на два рубля дешевле, чем дома, он привозит за рейс более полутонны топлива. Не только и не столько себе, сколько для «сообщников». Экономия — около 2000 рублей с рейса: вроде бы, если разложить на четверых-пятерых участников «кооператива», немного, но зато это не просто дешевое, но и проверенное (в отличие от безымянных и вечно пустующих районных АЗС) горючее.

Дальнобойщикам и ездить специально никуда не надо: выбирай, какая заправка на маршруте дешевле, а «бочка», причем весьма вместительная, и так с собой. Но повышение цен заставило и профессионалов маневрировать: в последние недели нередко на трассах видишь очереди из фур к определенным заправкам. Причем очереди, с которыми АЗС конструктивно не справляются: несколько большегрузов стоят на «аварийке» перед въездом на заправку. Еще недавно в таких случаях водители просто ехали дальше, до следующей АЗС; а сейчас нет — следующая будет другой сети, а там или дороже, или не принимают талоны «нужной» системы.

Своеобразный ренессанс в связи с ростом цен на бензин получили все-таки и те самые «серые» заправки, где раньше уважающий себя владелец иномарки останавливаться не рисковал: мало ли что зальют. И впрямь: едешь «посреди ничего», видишь

в большом селе (даже не райцентре) указатель на АЗС — куда-то в сторону от дороги. Смеркается. Километр по отменно калиброванным ухабам — и вот оно, странное сооружение из контейнеров, бывшего газетного киоска и раздаточных колонок времен еще советского бензинового дефицита.

Зато… цены на 95-й как в «брендовых» местах на 92-й, а последний и вовсе идет по ценам трехлетней давности. Берем? Еще недавно было бы страшно, а сейчас начинаешь думать: написано же, что бензин той же федеральной компании, что на своих заправках торгует дороже… Ну, раз тот же, так, может, и не страшно… А, наливай до полного! Особенно если машина уже старенькая и неприхотливая к топливу.

До чего мы еще не дошли на этом витке истории? Например, до импровизированных заправок в виде припаркованных где-то в кармане у трассы бензовозов. Водители со стажем их неплохо помнят, повывелись такие заправки лишь в начале 2000-х, а все девяностые исправно снабжали горючкой автолюбителей. Выглядело это так: подъезжаешь к «просто так припаркованному» бензовозу, подзываешь водителя, называешь марку бензина и объем, платишь деньги и прямо из бочки получаешь продукт.

Многие, кстати, считали, что это надежнее, чем обычные заправки, по крайней мере эффекта «мути и взвеси со дна» после заливки топлива, как на классических советских АЗС, там не было. А взвесь была реальной проблемой: заправщицы иногда даже по доброте душевной говорили водителям: мол, бензин есть, только налили… но подождите часок, сейчас заправляться не советую!

Еще лет пятнадцать назад даже в Москве в этом смысле машина была не роскошью — можно было пользоваться ей, даже имея в кармане всего-то разменные 200–300 рублей. В случае чего нальешь 5–10 литров еще на один день езды; а не рассчитал — «припарковался», оставшись без бензина, почти у любого тротуара. Сейчас ни то, ни другое немыслимо — ездя на автомобиле, привыкаешь к тому, что разменной купюрой стала тысяча. Притом что порядок зарплат — в отличие от цен — изменился с тех пор не слишком.

Иногда кажется, что именно это — превращение автомобиля из средства передвижения обратно в роскошь — и есть основная цель того, что происходит на топливном рынке. Потому что при всех остальных вариантах целеполагания — в нефтяной (и отрезанной от многих рынков сбыта) державе можно было бы сдерживать цены на топливо, сохраняя его доступным.

Источник

Похожие записи