Московским таксистам предложили работать без лицензий

Московским таксистам предложили работать без лицензий

На улицах столицы может воскреснуть частный извоз

Некоторые московские водители такси за почти полтора месяца так и не оформили разрешение на работу (лицензию), обязательную по новому федеральному закону. Вместо этого они — с ведома агрегаторов — применяют альтернативные схемы оформления работы, которые юридически позволяют им перевозить пассажиров без лицензии. О том, как воспрепятствовать им в этом, уже обсуждают в Совете Федерации. Как устроена схема работы «бомбил, подключенных к агрегаторам», выяснил «МК».  

Фото: Наталья Мущинкина

На схемы, позволяющие таксистам в ряде случаев работать без лицензии, обратил внимание первый замглавы Комитета СФ по экономполитике Иван Абрамов. Сенатор подчеркнул, что в первую очередь нужно разобраться, кто уходит от процедуры получения лицензии: респектабельные и надежные водители или те, чья работа на линии опасна для пассажиров.

«Если это связано с нежеланием водителей лишний раз куда-то ходить, то… может быть, упростить сам способ регистрации, чтобы это не занимало много времени», — предложил сенатор. А вот если такими схемами пользуются мигранты-нелегалы и те, кто не мог бы по действующим законам получить лицензию легально, правила придется ужесточить, отметил Абрамов.

Схема работы такси без лицензии используется прежде всего самозанятыми таксистами, сообщил «МК» владелец небольшого таксопарка в Москве. «У агрегатора дефицит водителей на линии, поэтому они сами предложили самозанятым альтернативную процедуру, позволяющую работать без лицензии», — пояснил предприниматель.

«Помимо оказания услуг с использованием легкового такси, законодательством РФ предусмотрена перевозка по заказам, осуществляемая на основании договора фрахтования, — отмечено в инструкции для таксистов премиум-категорий одного из российских агрегаторов заказов. — Это ваш вариант… Вы оказываете услуги на основании главы 4 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также раздела 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»».

В инструкции специально отмечено, что этот правовой режим не требует разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Не нужна также специальная ливрея такси, фонарь и шашечки. Последние послабления актуальны прежде всего для так называемого «черного такси» бизнес-класса, а вот возможность работать без разрешения актуальна для всех категорий.

На случай проверки ДПС или другими службами у таксиста в этом случае должен быть договор фрахтования (в том числе в электронном виде), путевой лист, договор ОСГОП (страхование гражданской ответственности перевозчика). Юристы агрегатора рекомендуют при проверке говорить, что багаж и пассажиры перевозятся по заказу на основании договора фрахтования. А электронную форму договора можно найти в приложении агрегатора — она видна и со стороны водителя, и со стороны пассажира.

От тех- и медосмотра перед сменой эта схема водителей не освобождает — в списке обязательных документов остается путевой лист, в который вписываются оба осмотра. Зато отпадает необходимость иметь разрешение-лицензию. Напомним, чтобы получить ее (бесплатно), ИП и самозанятым нужно предъявить действующее водительское удостоверение и запись в национальном реестре перевозчиков. Одно из ключевых требований — отсутствие судимости.

— Справка о несудимости уже лишила меня нескольких хороших водителей «славянской внешности», — рассказал «МК» владелец таксопарка из 15 автомобилей. — Вообще это несправедливо: профессия водителя была одна из немногих доступных людям, отбывшим наказание. Это возвращение к полноценной жизни, возможность заработка. Теперь она, получается, для таких людей закрыта.

Алмаз, водитель такси родом из Кыргызстана, не ставший оформлять лицензию, рассказал «МК», что рассматривал возможность работы по договору фрахтования, который предлагают агрегаторы. Однако в силу того, что у него гражданство другой страны, по словам Алмаза, такая схема слишком опасна: конфликт с правоохранителями грозит выдворением и запретом на въезд до нескольких лет. Поэтому он предпочел перейти в категорию «Доставка» — занимается при помощи агрегаторов такими же поездками, но без пассажиров. И, конечно, без «шашечек».

— Если кто-то будет ловить такси «с руки», может быть, остановлюсь, если там нет знака, — добавил Алмаз. — Но вообще без пассажиров работать даже удобнее.

Источник

Похожие записи