Эксперт назвал условие снижения взлетевших цен на «бюджетные» авиабилеты

Эксперт назвал условие снижения взлетевших цен на «бюджетные» авиабилеты

«Если пассажиры перестанут платить, компании начнут играть на понижение»

Стоимость перелета эконом-классом по России достигла максимума с начала века: почти 7 тыс. рублей за 1000 км пути. Об этом сообщил Росстат. Откуда взялся такой резкий взлет тарифов? Казалось бы, еще недавно власти помогли отрасли масштабными субсидиям: 100 млрд. рублей на компенсацию операционных расходов. Неужели не хватило? Почему перевозчикам пришлось снова залезать в карман пассажирам? За разъяснениями мы обратились к известному отраслевому эксперту — исполнительному директору агентства «Авиапорт» Олегу Пантелееву.

Фото: Алексей Меринов

— Мы видим, что авиакомпании сталкиваются с ростом издержек, — сказал Олег Пантелеев, — Понятно, что эти издержки им надо как-то компенсировать. В прошлом году авиаотрасли помогла масштабная поддержка со стороны государства. Помимо 100 млрд рублей, которые выделило правительство из федерального бюджета, сработал еще топливный демпфер, который позволил перевозчикам очень серьезно сэкономить на расходах на авиатопливо. Кроме того значительную часть 2022-го курс рубля относительно доллара был очень крепким. Все это вместе значительно улучшило экономику авиакомпаний и дало им возможность устанавливать тарифы на низком уровне.

— Сейчас, выходит, денежные запасы у перевозчиков иссякли?

— Весной были публикации о том, что авиакомпании получили колоссальные убытки по основной операционной деятельности. То есть, их тарифная выручка не покрывала расходы. Авиакомпании держали тарифы только за счет разовой поддержки от государства и экономии на курсе валюты. Из этого следует, что если не дать авиакомпаниям что-то компенсирующее, то они за этими деньгами придут к пассажирам. Это абсолютно логично.

— Но действительно ли билеты так сильно подорожали?

— В абсолютном выражении авиабилеты дорожают и да, это неприятно. Но не все так однозначно. Мы, например, можем сравнить среднюю стоимость перелетов эконом-класса на 1 тыс. км и среднюю начисленную заработную плату и вычислить, на сколько тысяч километров в среднем хватает месячной зарплаты. Оказывается, что с 2011 года возможности нашей зарплаты с 5 тыс. км выросли примерно до 11 тыс. Выходит, что в абсолютном выражении цены растут, а в относительном падают. Долгосрочная тенденция к повышению ценовой доступности авиаперевозок и роста объема авиаперевозок никуда не девается. Следовательно, по факту все больше и больше людей летают.

— А как меняется спрос на перелеты эконом-класса?

— Когда мы говорим о массовой аудитории, то тут спрос очень эластичен. В сегментах населения, где уровень доходов невысок, люди в значительной мере ориентируются на уровень цен. Важным ориентиром является также соотношение цен и реальных располагаемых доходов. Но тут есть определенные ловушки. Всем известна пословица «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Так вот сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Билет, условно, в Сочи относительно дешев, а вот гостиница, даже невысокого класса, будет стоить дорого. Поэтому если человек планирует провести три недели на теплом море, то оплата даже койко -места, будет значительно больше влиять на общую величину бюджета, чем перелет.

— Помощь от государства авиаперевозчикам могла бы стабилизировать ситуацию?

— Если мы говорим о роли государства как регулятора, то ему важно, чтобы «волки были сыты, а овцы целы». То есть, чтобы и пассажиропоток не снижался, и авиакомпании не уходили в убытки. За первые четыре месяца года перевозки относительно прошлого года растут. Кроме того, авиакомпании в 2022-м получили довольно хорошие результаты, поэтому у них имеется финансовый «жирок». Следовательно, я предполагаю, в правительстве видят, что авиакомпании не погибают, а тогда зачем давать им деньги.

— Могут ли перевозчики намеренно завышать тарифы?

-Авиакомпании, в подавляющем большинстве, пользуются программно-аналитическими комплексами, которые называются «системой управления доходами». Её смысл в том, чтобы максимизировать выручку с каждого рейса. С помощью этого инструмента перевозчики анализируют, когда нужно продать много билетов, но дешевых, а когда мало, но настолько дорогих, чтобы выручка была больше. Да, если есть массовый пассажир, миллионы людей готовы платить, то компания будет устанавливать повышенный тариф. Если пассажиры перестанут платить, компании начнут играть на понижение.

— То есть, если цены на билеты будут высокими, но спрос на них существенно падать не будет, компании не снизят тарифы?

— Они будут снижать цены только в том случае, если будет какое-то серьезное внешнее воздействие.

Источник

Похожие записи