В Бельгии нашли способ получать доход от замороженных активов России

В Бельгии нашли способ получать доход от замороженных активов России

Полученные средства власти ЕС хотят затем направлять на помощь Украине

Евросоюз рассчитывает получать прибыль по 3 млрд евро в год от замороженных активов нашей страны. Об этом заявил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо. В его государстве заморожены 90% попавших под санкции российских активов. Полученные средства европейские власти хотят направлять на помощь Украине. О том, куда будет вкладывать российские деньги Евросоюз, законно ли это и реально ли получить ожидаемую в Брюсселе прибыль, «МК» рассказали эксперты.

Фото: Геннадий Черкасов

Вопрос о направлении заблокированных в Европе российских активов на помощь Украине обсуждается не первый месяц. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен еще в октябре прошлого года заявила, что целью ЕС является не заморозка, а конфискация активов РФ.

Однако для реализации этого нехитрого плана грабежа европейским властям нужно было подготовить хоть какую-то юридическую базу. Дело в том, что обычно активы государства защищены от конфискации международным принципом государственного иммунитета, хотя и это не панацея, если обратиться к истории.

Так, в США есть закон о конфискации активов террористических государств. Пользуясь им, Вашингтону удалось в свою время присвоить активы Ирана. Там была даже соблюдена «завеса законности»: граждане, якобы пострадавшие от действий иранских властей, подавали иски в американский суд, а тот уже, в соответствии с действующим правом, принял решение о конфискации активов другой страны для их удовлетворения.

Теперь очередь дошла до России.

Как сообщила Урсула фон дер Ляйен, европейская комиссия до летних каникул подготовит юридическое предложение о передаче замороженных российских активов на восстановление Украины. А пока оно не готово, в Брюсселе решили не терять времени и начать получать прибыль от уже имеющегося на счетах чужого богатства. «Бельгия очень вовлечена в этот вопрос, так как 90% активов заморожены здесь, — подчеркнул Кроо на саммите ЕС. — Мы сконцентрированы на сверхприбыли. Мы говорим о сумме в размере 3 млрд евро в год, которая могла бы быть получена».

Премьер Бельгии, правда, для порядка отметил, что способ получения такой прибыли «должен быть юридически стабильным». Заблокированные активы сосредоточились на центральных депозитариях ценных бумаг, в первую очередь на бельгийском Euroclear, где российские активы на сумму 196,6 млрд евро были заблокированы в результате санкций. Вероятно, о получении прибыли с этой суммы и говорит Кроо.

Напомним, что в мае Еврокомиссия заявила, что с начала российской СВО на Украине заморозили активы Банка России на сумму более 200 млрд евро. Кроме того, было заблокировано ещё 24,1 млрд евро активов, которые принадлежат попавшим под санкции частным лицам, имеющим гражданство нашей страны.

В начале июня агентство Bloomberg сообщило, что наиболее вероятен вариант работы с российскими активами, когда компании, получающие большую прибыль от них, обяжут переводить значительную сумму Евросоюзу. А затем блок будет направлять эти средства на поддержку Украины.

«Если ЕС решит зарабатывать на российских замороженных активах, они создадут очень опасный прецедент. Отныне каждая страна, заморозив активы другой страны, получит право использовать эти самые замороженные активы как ей вздумается, в том числе для заработка, — говорит налоговый юрист и управляющий партнер JTLconsulting Юлия Ченцова. — Очень сложно здесь сформулировать исключительность ситуации для таких действий, поэтому институт права собственности можно будет признать прекратившим свое существование».

Однако другая группа экспертов указывает, что европейские власти вполне могут найти себе оправдание. Так, по мнению вице-президента Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимира Кузнецова, если рассматривать вопрос через призму российского права, то подобное решение, вне зависимости от способа его реализации, будет незаконным, поскольку спорные активы являются собственностью российских субъектов, соответственно, их изъятие или извлечение прибыли от их использования противоречило бы нормам права.

Однако, в данном случае речь идет о применении регионального права (ЕС), а также о национальном законодательстве отдельных европейских стран. На данном этапе юридически безупречного и рабочего механизма по извлечению прибыли из чужих активов в ЕС нет, однако уполномоченные лица очень усердно работают над их разработкой и вносят различные предложения по реализации правовых конструкций для достижения поставленной задачи, указал эксперт.

Но если вопрос с законностью получения прибыли от чужой частной собственности европейские власти «берут на себя», то следующий любопытный момент заключается в том, как именно собираются зарабатывать в Брюсселе на замороженных активах Москвы. Неужели раздадут своему бизнесу в виде кредитов и будут получать процентный доход?

Опрошенные эксперты утверждают, что действовать европейские власти будут гораздо проще. «Ключевая ставка ЕЦБ по депозитам составляет 3,25% годовых, доходность облигаций сроком 1 год в евро с рейтингом AAA составляет 3,4% годовых, поэтому страны ЕС могут получать фактически безрисковый процентный доход свыше 3 млрд евро от размещения этих замороженных средств», — утверждает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

В первом квартале 2023 года только в Euroclear размер таких доходов от заблокированных российских активов составил 734 млн евро. Исходя из этого значения квартальных доходов, можно прогнозировать размер годового дохода от инвестирования замороженных российских средств в районе 3 млрд евро.

«Поскольку в Бельгии процентные доходы облагаются налогом, то по итогам 2022 года бельгийское правительство получило 625 млн евро с доходов от замороженных российских активов», — уточнила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова.

Россия в качестве зеркальной меры заморозила активы Euroclear и Clearstream примерно на 2,6 млрд евро (в том числе активы Euroclear на сумму примерно 2,5 млрд евро). Наша страна рассматривает возможность согласовать с ЕС механизм обмена заблокированными в России и Европе активами, на условиях эквивалентности и добровольности, напомнила эксперт. Однако, если этот сценарий не найдет понимания у европейских партнеров, то, возможно, наши власти захотят поступить аналогичным образом и начать получать доход от активов ЕС, а затем будут направлять его на нужды нашей страны Хотя пока, судя по риторике российских ответственных лиц, все же надеются договориться.

Источник

Похожие записи