Егор Тимофеев из «МультFильмов» рассказал о новой рок-волне и силе любви

Егор Тимофеев из «МультFильмов» рассказал о новой рок-волне и силе любви

«Чувства заставили вернуться на сцену»

Летняя активность Blur, Pulp и Suede позволила многим музыкальным критикам сделать вывод о гитарном ренессансе и новой эре брит-попа. Россия не самая расторопная страна в плане гонки за поп-рок-трендами, однако гитарная музыка здесь активно звучит и в клубах, и на фестивальных полях. «ЗД» оценивает рок-перспективы с лидером группы «МультFильмы» Егором Тимофеевым, который в свое время небезуспешно прикладывал усилия к популяризации здесь британского звука и стиля.

«Чувства заставили вернуться на сцену»

Фото: Пресс-служба артиста

The Ballad of Darren, новый альбом Blur, обнародованный после семилетнего перерыва в дискографии группы, привел всех, для кого брит-поп все еще что-то значит, в немыслимый ажиотаж. Спустя три десятка лет после выхода Modern Life Is Rubbish, пластинки, сделавшей Blur весьма значительной музыкальной величиной, компания мужчин за пятьдесят сумела записать песни, в которых они не пытаются напомнить свое прошлое, не заигрывают с модой, но дают честный ответ на вопрос, какими музыкантами они хотели бы быть на этом этапе своей карьеры.

И ответ на этот вопрос вызывает уважение. Дэймон Албарн и Ко явно не стремятся стать законсервированными экспонатами музыкального музея, им по-прежнему интересны приключения, а тот солидный багаж, что фронтмен и автор музыки пронес через свои сторонние проекты, помогает им превратить старорежимный стиль в нечто весьма интригующее. В итоге чуть ли не каждая песня с The Ballad of Darren словно возвращает веру в большой потенциал, которым все еще обладают гитары и барабаны.

Фото: Пресс-служба артиста

«Вторая волна брит-попа вполне возможна, — говорит Егор Тимофеев в беседе с «ЗД». — В свое время появление такой музыки стало весьма логичным. Сначала были The Beatles, Rolling Stones, потом возникли другие стили, а с брит-попом гармонии на пять-шесть аккордов и всякие штучки вроде бриджей между куплетами и припевами вернулись в рок-музыку. Это случилось в девяностые, то есть около тридцати лет назад, и возможно, за прошедшие годы люди уже устали от танцевальной музыки, которая захватила абсолютно все. На таком фоне брит-поп очень уютный и комфортный, так что он может снова многим понравиться».

В девяностых брит-поп стал еще и чем-то вроде символа обновляющейся Британии. После долгих лет правления консерваторов к власти пришли лейбористы, Тони Блэр многим казался своим в доску, и все с пометкой made in UK, от музыки и кино до пиджаков и причесок, стало вдруг очень модным. Такую моду быстро подхватила российская творческая молодежь, которая благодаря сравнительно доступному туризму на Альбион могла черпать вдохновение в пабах и галереях Сохо и на рынке в Кэмдене. Однако широкая русификация моды на все английское представлялась тогда задачей нелегкой. Именно поэтому появление у нас групп, похожих на брит-поповские, было сродни какому-то чуду.

Фото: Пресс-служба артиста

«В России брит-поп стал популярным, потому что оказался в диковинку, — вспоминает Егор. — Традиционный русский рок — это музыка протеста, очень брутальная по гармониям и мелодике. Но в какой-то момент здесь возникло ощущение псевдосвободы, и вроде протестовать дальше уже не имело смысла. Вот и захотелось песен про любовь, про что-нибудь бытовое, но с гармониями, отличными от тех, которые использовались в русском роке. В общем, все совпало. Хотя «Мумий Тролль» у меня поначалу вызывал сильное удивление. Я не очень понимал, как можно петь такие тексты. Наверное, с ними брит-поп и ворвался в Россию, и я тоже решил в какой-то момент это подхватить. Конечно, звучала такая музыка довольно необычно. В ней совсем другой грув и непривычное по тем временам сочетание тихого куплета и громкого припева. Но она людям понравилась. Сначала это зашло там, а потом, конечно, с опозданием, здесь».

Альбом «МультFильмы», вышедший у Егора Тимофеева и его группы в 2000 году, справедливо называют одним из главных релизов российского брит-попа. В этот же список нужно добавить «Морскую» от «Мумий Тролля», «Кофе и Сигареты» от «Сегодня Ночью», пластинки «Свинцового Тумана», «Торбы На Круче» и других групп, у которых получилось весьма неплохо продать за рубли свою англоманию. Всем этим музыкантам удалось сочинить песни, ставшие куда популярнее, чем изначально могло показаться, хотя с музыкальной точки зрения местное переосмысление брит-попа трудно назвать высоким полетом.

«Брит-поп только кажется простой музыкой, — говорит лидер «МультFильмов». — На самом деле в ней сложные сплетения гитарных партий и много чего еще. Но это у них, у нас сложностями мало кто занимался, здесь они просто не нужны, люди не так тщательно погружаются в звук. В России брит-поп полюбили за его шапку в виде поп-музыки, но основная часть этого стиля здесь не раскрыта. Песни, наверное, похожи, но это всего лишь заимствование. Честно признаюсь, припев из песни «Магнитофон» я подслушал у Oasis, а в «Чужих Звездах» есть битловские цитаты. И такого много. Мне очень хотелось сделать такую музыку популярной в России, чтобы люди услышали, какими еще могут быть песни».

В начале нулевых казалось, что музыкальная стратегия Егора полностью себя оправдывает. Группа была нарасхват, песни звучали на радио, клипы основательно поселились в эфирах музканалов. Однако разного рода обстоятельства открыли темную полосу в биографии коллектива. Альбом «Романтика-2» стал причиной конфликта музыкантов с выпускающим лейблом. Пластинка была записана, куплена издателями, но релиза так и не случилось.

«Я тогда очень разочаровался в индустрии, — вспоминает Егор Тимофеев. — Меня иногда просто тошнило от того, что нужно было опять идти на сцену и петь «Яды» или что-нибудь в этом роде. Потом мне пришлось сделать перерыв, чтобы решить некоторые проблемы со здоровьем, и в итоге появилась какая-то апатия. Друзья-музыканты уехали в Москву, я пытался всех собрать вместе, но энтузиазм был совсем не тот. Уже начал думать: «Может, на фиг, и не нужно ничего…» Но моя супруга Ирина, с которой мы уже вместе пятнадцать лет, как менеджер раскачала все заново. Видимо, любовь заставила вернуться на сцену, как ни парадоксально это звучит».

Безусловно, хорошей новостью для «МультFильмов» стало то, что публика встретила их с большим радушием, а старые песни по-прежнему проявили способность расшевелить самые разные площадки. Такие свежие эмоции, как оказалось, способны вылечить и артистическую хандру и сомнения в актуальности рок-багажа в эпоху хип-хопа.

Фото: Пресс-служба артиста

«После концертов подходили люди, приносили мои фотографии, снятые еще на пленку, наш старый альбом в виде диска, — не без удовольствия вспоминает Егор. — Несколько человек я просто узнал, хотя они уже, конечно, взрослые. Бывает, приходят с детьми, а кто-то пишет, что открыл для себя нашу группу только сейчас. Есть и молодежь, но иногда кажется, будто это те же самые ребята, для которых я чесал тогда. Я часто сомневался в целесообразности продолжать. Но после знакомства с новыми музыкантами, после новых концертов, где хороший звук и народу достаточно, после того, как стали приходить письма, мне понятно: все не зря. В общем, сомнения в том, что я занимаюсь чем-то устаревшим и ненужным, прошли. Как говорят, с искушениями легче бороться, если ты уже искушен. Сейчас просто хочется, чтобы у людей после концерта было хорошее настроение».

Справедливости ради нужно отметить, что в ретро-коллектив новые «МультFильмы» превращаться не хотят. В этом году у группы вышел новый альбом «F Либо A», записанный вместе с весьма влиятельным продюсером Андреем Самсоновым, который работал с «МультFильмами» еще в начале их карьеры. Сама пластинка рискует стать неожиданностью для старых фанатов, потому как гитарными на ней можно назвать максимум пару треков. Все остальное напоминает поиск идеальной поп-музыки, столь характерный сейчас и для рок-групп, что подтверждают как минимум два последних альбома британцев Coldplay.

«Вообще песни были изначально спеты под гитару, и для меня выбранный Андреем звук стал неожиданностью, задумывалось все немного по-другому, — комментирует ситуацию Егор. — Но в итоге решили: пусть будет так. Это совместная работа. С меня были слова и мелодии, остальное придумал Андрей. На презентациях, которые мы делали в Москве и Петербурге, было, конечно, непросто соединить старое и новое. В новых песнях много электроники, и играть их можно лишь с основательным плейбэком. Старые же звучат как гитарные боевики. Пришлось их совмещать по эмоциям, ритму и так далее. На фестивалях мы новые песни почти не играем. На сольных концертах они звучат, но вписываются в сет-лист и правда сложно».

С учетом всего пережитого прогнозировать будущее Егор не берется, но прямо сейчас колдует над новыми песнями, которые могли бы хорошо прозвучать живьем вместе с «Магнитофоном», «Ядами», «За Нами Следят» и другими хитами группы.

«Музыка, сыгранная живьем, на гитарах и барабанах, никуда не денется, — уверен артист. — Мне кажется, что сейчас могут появиться молодые группы, которые начнут играть брит-поп или что-то в этом роде. Как говорят люди постарше, битломаны никогда не переведутся».

Источник: mk.ru

Похожие записи