Нина Шацкая: «Я легко пою живым голосом два отделения»

Нина Шацкая: «Я легко пою живым голосом два отделения»

Лирический штурм Кремля

Настоящим новогодним подарком станет для публики концерт в Кремле дивы русского романса, исполнительницы джаза и лирических баллад, заслуженной артистки России Нины Шацкой. Яркая, дерзкая, жадная до творческих экспериментов, обладающая безупречным музыкальным вкусом и сильнейшим природным голосом с богатым тембром и большим диапазоном, Шацкая прибегает к синтезу самых разных жанров, создавая одну за другой уникальные концертные программы. Завоевывая публику зал за залом. И вот теперь она готова взять самую большую высоту, которая есть у артиста, — Государственный Кремлевский дворец.

15 декабря в Малом зале Кремлевского дворца экспрессивная и харизматичная Нина Шацкая выступит с сольным концертом «От нежности до страсти». В эту программу вошли настоящие бриллианты — самобытные, пронзительные, гениальные — из отечественной и зарубежной коллекций джаза и романса в оригинальных аранжировках. Певица представит их в сопровождении симфонического оркестра имени своего отца, дирижера Аркадия Шацкого.

О предстоящем концерте нам рассказала сама исполнительница.

Лирический штурм Кремля

Фото: Мария Игнатова

— Нина, расскажите про свой концерт в Кремле, который состоится совсем скоро.

— Это сольный концерт, к которому я шла, наверное, всю свою творческую жизнь. Он очень знаковый, событийный. Программа будет разнообразная. Называется она «От нежности до страсти». Прозвучат романсы и авторские романсы. Будет немножко джаза, такая разная палитра, рассчитанная на разные истории. Примечательно, что концерт пройдет в сопровождении оркестра из Рыбинска, с моей родины, и он носит имя моего отца, который его создал.

Концерт пройдет не на главной сцене — наверное, было бы странно с моим камерным жанром петь в огромном зале, — а в Малом зале, хотя он по числу зрителей достаточно большой. Это зал на тысячу человек.

— Это ваше первое сольное выступление в Кремле?

— Дело в том, что мое первое выступление в Кремле состоялось также с этим оркестром, когда я была совсем девочкой, после десятого класса. Меня папа взял тогда с собой в Кремль на бал молодежи и студентов, который обычно проходит в конце декабря. Я пела там одну песню. Выступала в белом платье, очень откровенном по тем временам, которое специально шила к выпускному вечеру в школе. И выбирали королеву бала. В итоге выбрали меня. А я в то время работала заведующей сельским клубом — там, рядом с Рыбинском, был маленький поселок при мукомольном заводе. Заводу было уже более ста лет, и все называли его «Мельницей».

— То есть вы учились и работали?

— Я тогда еще не училась в институте. Окончила десять классов, и мы с родителями сели думать, куда мне поступать. А я очень много читала книг, занималась музыкой и не очень много уделяла внимания школе — чаще бывала у отца на репетициях. И когда я школу окончила, стало непонятно, чем же я буду дальше заниматься. Потому что отец очень боялся отправлять меня в мир сцены. Он понимал, что для женщины судьба певицы очень сложная и что очень небольшому количеству исполнительниц удается сложить и свою личную жизнь, и карьеру. И опасался, что девочке из Рыбинска вряд ли удастся стать большой артисткой; в то же время он осознавал, что если этого не произойдет, то это моя поломанная жизнь. Я очень хотела играть, петь. Родители не понимали, что со мной делать. И вот чтобы получить практику в области культуры, я стала работать заведующей сельским клубом. Мама была директором в ДК, она мне помогала.

Первое выступление в Кремле: Нину Шацкую выбрали королевой студенческого бала.

Фото: Из личного архива

— Вам, совсем юной, было интересно?

— Работать было очень интересно. Я, помню, делала юбилейные мероприятия, жизнь была неожиданная. Вот я, заведующая сельским клубом, приезжаю с папой на этот вечер. И меня выбирают королевой бала. Ведущий спрашивает (ведь это считался студенческий бал): «А где учится наша королева?» А я очень наивная была. Говорю: «Я заведующая сельским клубом». Он так хохотал! Он был уверен, что я пошутила. А так было на самом деле. И вот тогда я спела в Кремле свою первую песню с этим же оркестром. Это был декабрь 1983 года. То есть мы, получается, отмечаем юбилей моего первого выступления. И хотя, конечно, с тех пор на кремлевской сцене я стояла очень много раз, но сольный концерт у меня на этой культовой площадке первый.

— Расскажите про оркестр, который создал ваш отец и с которым вы будете выступать.

— Папа создал этот оркестр еще до моего рождения. Изначально он был самодеятельным, исполнял любую музыку, начиная от русской народной и до советской песенной классики, и он играл джаз. Отец ведь начинал с маленького ансамбля, который играл на танцах как раз джаз. Весь город его знал и очень любил. Оркестр существовал как джазовый очень долго, до перестройки, больше 25 лет. Они смогли даже записать на студии грамзаписи «Мелодия» пластинку, диск-гигант, приехав таким биг-бендом из Рыбинска, всего за три смены — за двенадцать часов. Тем самым поставили рекорд. Для профессионалов, кто понимает, это было невероятное событие, потому что обычно пишут подолгу. Профессиональные звукорежиссеры не могли поверить, что самодеятельный оркестр из Рыбинска так играет. Были уверены, что солистов приглашали. Но все они выросли у папы в оркестре. И со временем этот оркестр стал профессиональным — базовым оркестром ЦК ВЛКСМ, играл на колоссальных международных праздниках. Папы нет в живых уже больше двадцати лет, но оркестр существует, его возглавил ученик отца, замечательный музыкант Олег Громов. Он сумел облагородить звучание еще и струнной группой. Сейчас это эстрадно-симфонический оркестр. Они неоднократно выступали в Доме музыки с эстрадными программами. И звукорежиссеры всегда поражаются красоте звучания музыкантов.

— Для вас он, получается, по-настоящему родной?

— Для меня очень важно, что город дал оркестру имя моего отца. Получается, ту же фамилию, какую ношу я. Фактически мы — и я, и оркестр — дети моего отца. И всё, что в моих силах, я буду делать, чтобы этот коллектив популяризировать.

— В Кремле вы будете работать одна, без гостей?

— Одна. Я думала о гостях. Многие артисты давали согласие. Но это уже середина декабря, занятость у исполнителей повышенная, сегодня совсем непростые времена. И потом, я легко пою два отделения. Гости в качестве подпорки мне не нужны. Будет красивая пара, танцующая бальные танцы, и инструментальный оркестр с очень красивым, до сих пор узнаваемым звуком.

— Вы весь концерт поете вживую?

— Конечно!

— Вы исполнительница более классического жанра; а о том, чтобы сделать шоу, никогда не думали?

— На самом деле я не гонюсь за спецэффектами. Но недавно у меня был концерт с переодеваниями, со сменой жанра. И я вдруг поняла, что могу сделать шоу. Я не имею в виду, что потяну это финансово. Я говорю о том, что у меня получается визуализировать детали. И я поняла, что могу физически сделать шоу с танцами. Я ведь долгое время не решалась танцевать, но стала потихонечку к этому возвращаться. Однажды, совсем недавно, на одном концертном шоу я вдруг почувствовала — такое у артистов бывает! — что-то не идет, не поддается… И аудитория очень доброжелательная, а я не могу раскрыться. А у меня была очень красивая баллада в программе, и я стала под нее танцевать. И вдруг поняла, что могу, что ко мне вернулось чувство движения, которое у меня было, но я не позволяла себе довериться импровизации. И вдруг все получилось. Я потом выложила в Интернет ролик с этим исполнением, и меня все очень хвалили и просят теперь продолжать в этом стиле. Может быть, в перспективе появится театральное шоу с переодеваниями и спецсветом. Я поняла, как я могу это сделать. Я знаю нить, на которую будут нанизаны все эти номера.

Фото: Мария Игнатова

— Вы сказали про «авторские романсы», а вы сами для себя не пишете?

— Нет, я имею в виду романсы, написанные для меня. Я сама не пишу, хотя так часто по-своему интерпретирую произведения, что, думаю, могла бы писать сама. Но, с одной стороны, ленюсь, с другой — боюсь показаться графоманом. Это мой комплекс даже не неполноценности, а комплекс ужаса. Я ненавижу графоманов.

— Все равно надо пробовать.

— Наверное. Мне легко написать прозу, а стихи — нет. Может быть, когда-то я что-то напишу.

— Билеты на концерт уже в продаже?

— Да, давно. Но это тот редкий случай, когда я могу не заниматься техническими вопросами. Кремль меня пригласил, и они сами занимаются продажами. Когда я сама делаю концерты, я бьюсь над аншлагом. Хотя вот сейчас я делала концерт в Сочи, там был небольшой зал — 400 мест. Я даже не вывешивала афиш, а был аншлаг. Или вот я только приехала из Екатеринбурга, там почти полностью продали большой тысячный зал. Невероятный был прием, очень сложная программа — наш спектакль с Гришей Сиятвиндой. Он читает Маркеса, я пою. У меня много залов, которые собирают аншлаги.

— Мне говорили серьезные продюсеры, что в последнее время вещи, близкие к классике, уходят просто на ура. К ним резко возрос интерес.

— Да, это так. У меня есть сложнейшая программа, которую я очень люблю, и там в ходе концерта я читаю сонеты поэта Блажеевского. У него есть венок сонетов из четырнадцати стихотворений, называется «Осенняя дорога». Когда я это прочитала пять лет назад, я заболела ими. Я никогда не читала в концерте стихов. Но они настолько в меня вошли, проросли, что меня просто душило отчаяние от одной мысли, что кто-то другой будет произносить это рядом со мной. И я читаю эти стихи по листкам, специально не беру книгу, и перемежаю их красивыми романсами, которые я сама подбирала. А аккомпанирует мне изумительный гитарист из Краснодара Артур Марутянц. Я была уверена, что эта программа сложная. Ее очень хорошо слушают в камерных залах. Но недавно я именно ее представила в клубе, где ужинали очень солидные люди, избалованные и жизнью, и искусством. Меня поразило, что весь тот час с небольшим, что я читала и пела, эта публика сидела онемев и слушала на одном дыхании. И вот то, что эта особенная аудитория, которая давно от реальной жизни отстранилась, вошла в это состояние, для меня тоже было большим счастьем. То есть публика, даже во многом пресыщенная, готова входить в сложные проекты и перемещаться в эмоциональную боль, отзываться на нее. Не говоря уже о менее блазированном, но при этом более эмоциональном зрителе.

Правда, концерт, который состоится в декабре в Кремле, фактически лишен сложных вещей. Они будут, но без драмы и трагедии.

— Вы будете стремиться создать более новогоднее настроение?

— Да, в концерте будут легкие новогодние песни. Полные света, радости и любви. Отечественные и мировые шедевры.

Источник: mk.ru

Похожие записи