ПОСЛЕДНЕЕ
Режиссер с алжирскими корнями попал в болевую точку российского человека

Режиссер с алжирскими корнями попал в болевую точку российского человека

Иммиграция с клубничкой

Фильм «Король улиц» Элиаса Белькеддара, участвовавший во внеконкурсной программе недавнего 76-го Каннского кинофестиваля, стал одним из редких ярких событий вялотекущего летнего проката в России. Он рассказывает о вынужденной смене образа жизни и географии, попытке все начать с чистого листа. 

Реда Катеб и Бенуа Мажимель в «Короле улиц». Фото предоставлено пресс-службой Capella Film

Биография молодого режиссера скупа. Даже зарубежные источники дают минимум информации. Известно, что ему 35 лет, и он обладатель премии «Canal+» Каннского фестиваля 2018 года. В мае номинировался с «Королем улиц» на «Золотую камеру» в Каннах как режиссер-дебютант. Но ему и до этого было что предъявить.

Элиас стал одним из сценаристов и продюсеров «Афины» Ромена Гавраса, громкая премьера которой состоялась на Венецианском кинофестивале, и «Моих дней славы» Антуана де Бери. Согласно некоторым источникам, мама Белькеддара — русская, работала в библиотеке, отец — алжирец. Их сын родился в Париже и стал французским режиссером. Такое ощущение, что его дебют, снятый на родине отца, стал очень личным высказыванием: можно ли вернуться на историческую родину, где ты либо никогда не был, либо же много лет не бывал, и начать абсолютно новую жизнь?

Главные роли сыграли французские звезды: Реда Катеб («Пророк», «Особенные»), актер алжирского происхождения, дальний родственник знаменитого писателя Ясина Катеба, пьесы которого идут в России, и неузнаваемый Бенуа Мажимель — лауреат каннской «Серебряной пальмовой ветви», полученной за «Пианистку» Михаэля Ханеке, и премии «Сезар» («Молодая кровь», «Мучения на островах»).

Мажимелю — 49 лет, он очень изменился и возмужал. От былого образа не осталось и следа, но он хорош в новой возрастной категории. Получив предложение от начинающего режиссера, Мажимель предложил встретиться за чашкой кофе и все обсудить. На встречу он пришел, не прочитав сценарий, и по прошествии 15-минутной беседы дал согласие поучаствовать в проекте. Режиссер ему понравился.

Режиссер Элиас Белькеддар. Фото предоставлено пресс-службой Capella Film

В фильме рассказана история гангстера Омара (Реда Катеб), отсидевшего по малолетству за злую «шутку»: учительнице он преподнес корзину с начиненной иголками клубникой. Потом все пошло по нарастающей: грабежи, нападения… Во Франции Омара приговорили к 20-летнему заключению, от которого он спасается бегством на родину. Вместе с ним в Алжир отправился его давний друг, такой же безбашенный гангстер Роже (Бенуа Мажимель), добровольно согласившийся на временную иммиграцию, окончившуюся для него наихудшим образом.

Когда два друга идут по раскаленной пустыне, кажется, что все это неправда, и снимали в павильоне на фоне зеленого экрана, как теперь часто бывает. Дыхания горячего песка не чувствуется. Зато другие алжирские пейзажи прекрасны: море аквамариновое, виллы роскошные. Живи и радуйся, но почему-то не получается.

Жизнь улиц, где безнаказанно орудуют банды подростков, напоминает российские 90-е. Персонажи, их образ жизни при этом комичные. Все сделано с иронией, снисходительно по отношению к местному укладу жизни. Но это не насмешливое путешествие Бората в Казахстане, на которого обиделось местное население, особенно чиновники. 

Жить по-человечески Омар не умеет. Криминальный бэкграунд в одночасье не сотрешь. Путь к былой парижской жизни отрезан, а историческая родина все равно что чужбина. Здесь Омар как будто свой, и каждый норовит ему напомнить об этом. А его не покидает внутренняя маета. Дом остался во Франции. Там все самое дорогое и привычное, но уже без него.

Реда Катеб в колоритной алжирской сцене. Фото предоставлено пресс-службой Capella Film

Одна радость: на кондитерской фабрике он встретит независимую красавицу и производственницу Самию (Мерьем Амиар), и жизнь станет чуть-чуть краше. И все же как протянуть ближайшие двадцать лет в Алжире, совершенно непонятно.

Казалось бы, криминальная история, но она так точно откликается на тревоги людей, вынужденных отправиться в неизвестность, не обязательно в другую страну, даже в другой город, где их чаще всего никто не ждет. Так что не только русские — плохие эмигранты, как считал Тарковский. Не только они не в состоянии избавиться от призраков прошлого и ностальгии.

Источник: mk.ru

Похожие записи