Танец русской Наташи увидели в Европе: последний фильм Йоса Стеллинга

Танец русской Наташи увидели в Европе: последний фильм Йоса Стеллинга

Россию из-за пандемии нидерландский классик снимал в Германии

В Таллине завершился Международный кинофестиваль «Темные ночи», где российских картин не было, но без русского участия все-таки не обошлось. Александра Филиппенко в роли генсека Черненко и Инну Чурикову в образе жены партийного деятеля увидели в картине грузинского производства «Пациент N 1» Резо Гигинеишвили. Классик из Нидерландов Йос Стеллинг наконец-то завершил свой давний замысел и представил «Танец Наташи» с русской актрисой в главной роли.

Кадр из фильма «Natasha’s Dance»

78-летний Стеллинг, которого у нас хорошо знают по фильмам «Стрелочник», «Душка» с Сергеем Маковецким в главной роли, «Смерть и девушка» с Леонидом Бичевиным, Светланой Светличной и Ренатой Литвиновой, лет десять работал над своим проектом и теперь говорит, что это его последний фильм. Когда съемки стали возможны, мир накрыла пандемия. Так что российские просторы пришлось искать в Германии, поскольку финансирование было немецкое.

Картину показали сначала в Утрехте, где Стеллинг родился, вырос, постоянно живет и работает, где у него свои кинотеатры. А потом уже «Танец Наташи» поучаствовал в основном конкурсе «Темных ночей» в Таллине и даже получил награду за операторскую работу. Стеллинг лично представлял свой фильм вместе с исполнительницей роли Наташи — выпускницей Ленинградского театрального института (ЛГИТМиКа), давно живущей в Берлине Анастасией Вайнмар.

Она из Петербурга, хорошо знает несколько языков, включая голландский, что значительно упростило съемочный процесс. В Берлине Анастасия играет Эдит Пиаф в спектакле «Это я — Эдит Пиаф» по пьесе Нины Мазур.

Почему ее героиню в новом фильме зовут Наташа? Прежде всего это связано с Наташей Ростовой. Героиня «Войны и мира» для Стеллинга — символ русской культуры. Его поразила история декабриста Фонвизина и его жены Натальи, последовавшей за мужем в сибирскую ссылку, и он искал ее изображение. А нашел интуитивно, но верно, гуляя по залам Пушкинского музея. В интервью нашей коллеге Ольге Сурковой, много лет живущей в Амстердаме, он рассказал, что еще не зная, как выглядит Наталья Фонвизина, выбрал актрису, похожую на нее. Это и была Анастасия Вайнмар. А она, как потом выяснилось, хорошо танцует.

Это история любви голландца, потерявшего мать, и русской женщины с богатым прошлым. Когда-то у нее был обеспеченный муж — голландец. А теперь она становится для осиротевшего главного героя все равно что мать. Они едут в Россию искать дом бабушки Наташи. Оба одиноки. Стеллинг говорит в Таллине, что это очень личный для него фильм, и дело не в биографии, а в мироощущении.

Сам Стеллинг неоднократно бывал в России, хорошо знает советское и российское кино. Его фильм «Душка» появился после знакомства с питерским журналистом Юрием Коненко, которого Стеллинг хотел снимать в главной роли, но в итоге пригласил Сергея Маковецкого. Все-таки без актерского образования такую сложную роль не потянуть. Одним из кандидатов на Душку был Петр Мамонов, но  в тот момент, когда шли поиски исполнителя, он находился в больнице. А работать в клинике было бы мучительно, и Стеллинг отказался от своей идеи.

Он не раз говорил в своих интервью, в том числе и «МК», что считает русских актеров лучшими в мире. После того, как по приглашению Сергея Маковецкого он побывал на «Дяде Ване» в Вахтанговском театре, он восхитился уровнем игры актеров, высоко оценил спектакль, несмотря на языковой барьер. Он много раз бывал на постсоветских фестивалях и даже на Культурном форуме в Санкт-Петербурге перед пандемией. Ему бесконечно вручали награды в Ереване, Киеве, Москве, дарили подарки. Он мог бы обставить свой дом этими дарами, поскольку преподносили ему сервизы, ковры… Это для европейца было забавно, и Стеллинг  нежно посмеялся над нашими традициями в своем кино.

Источник: mk.ru

Похожие записи