Транспортный налог — отменить, во многих регионах РФ его и так не платят

Транспортный налог — отменить, во многих регионах РФ его и так не платят

Транспортный налог — отменить, во многих регионах РФ его и так не платят

Фото: Егор Алеев/ТАСС

В Госдуму поступил законопроект № 578777−8 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога» — данный сбор предлагается отменить. Совсем — как этого давно ждут российские автолюбители и компании, эксплуатирующие различную самоходную технику.

«Главная несправедливость транспортного налога — в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик. В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год.

Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования посредством уплаты соответствующих акцизов. В таком случае будет работать принцип «пользователь платит, когда едет», что, безусловно, является более справедливой формой платы.

Акциз в стоимости каждого литра автомобильного бензина составляет почти 20% от цены", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Всё логично, собственно, во многих странах именно так всё и устроено. Например, в США, где, кроме этого самого акциза и небольших местных налогов (в совокупности до 10% в стоимости каждого литра топлива) никто ничего не платит. Именно поэтому граждане и компании могут себе позволить иметь множество всякой разной техники, которая эксплуатируется лишь при необходимости.

Российские компании такой «роскоши» себе позволить не могут, так как за какой-нибудь специализированный автомобиль, нужный всего несколько раз в году, им приходится постоянно платить. И многим юрлицам это просто не по карману. Особенно если машина мощная. А иметь слабенькие механизмы невыгодно — нерационально. Но покупать приходится именно такие, дабы сэкономить на налогах. Как несложно догадаться, на себестоимости работ это отражается самым негативным образом, да и на их качестве тоже. Хорошая техника — мощная техника!

«Для регионов наибольшую сложность вызывает работа с задолженностью по транспортному налогу, в первую очередь — физических лиц. В среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу физических лиц составляет около 30% от объёма годовых начислений по налогу, причём в ряде регионов данный показатель превышает 60%», — говорится в исследовании консалтингово-аудиторской компании PricewaterhouseCoopers по итогам 2018 года.

Причём стоит понимать, что означенная цифра очень неточная. В документах значительной доли транспортных средств значатся заниженные данные по мощности, причём порой они в разы отличаются от реальных. И «превышает 60%» — очень хорошая формулировка…

За последние пять лет ситуация существенно усугубилась, что в условиях постоянного снижения реальных располагаемых доходов населения и немудрено. Обжёгшись один раз, власти подобных исследований больше не заказывают, однако прекрасно известно, что нынче транспортный налог не платят целые регионы. Причём не только те, о которых вы подумали — да, они в первую очередь, но уже не только.

Кстати, география тут очень неплохо коррелирует с перечнем субъектов федерации, в которых народ ездит без полисов ОСАГО. «Автогражданку» также рассматривают как налог, только частный, со всеми вытекающими последствиями.

200 млрд рублей ежегодно — такая цифра «выпадающих доходов» бюджетов субъектов РФ означена в финансово-экономическом обосновании (ФЭО) законопроекта. Собирается уже менее половины, да и в целом цифра для страны не особо серьёзная. В том же документе предлагается перечислять все 100% акциза на автомобильное топливо в местные бюджеты, это решит проблему. Сейчас 25,1% этих денег поступает в федеральный бюджет, 74,9% — в бюджеты регионов.

«Плательщиками транспортного налога признаются лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического его использования. Поэтому автомобиль, который не функционирует или просто не используется, не перестает быть объектом налогообложения», — вещает депутат Госдумы (ЕР) Алексей Говырин.

Собственно, это и есть позиция власть предержащих.

«Я считаю, что даже в случаях, когда машина раз в году выезжает, то надо платить за содержание дорог. Если машина не эксплуатируется, то её можно просто не регистрировать. Кроме того, мы не можем определить, используется автомобиль или нет. Такой закон просто не будет работать. В России не хватит контролеров, чтобы следить за использованием каждого автомобиля», — вторит ему глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев (ЕР).

Очень плохо, когда целый глава комитета не понимает простых экономических механизмов. В Штатах ведь всё работает, в других странах — тоже. Купил литр бензина — заплатил, всё же вроде просто. И это точно будет работать! Тем более, что отменяется, по сути, то, что уже по большей части не исполняется. И где динамика собираемости сугубо отрицательная.

Впрочем, по физлицам она, судя по всему, кругом отрицательная. По итогам первого квартала 2023 года Минфин «отчитался» о снижении поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) более чем на 20%. Хотя Росстат тогда же сигнализировал о росте доходов населения и прочем позитиве.

«Понятно, что какая-то часть людей перешла в самозанятые и в ИП или ушли в тень. Должен сказать, что люди в тень, в общем-то, от хорошей жизни тоже не уходят», — прокомментировал это тогда зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

После той «ошибки» данные по сбору НДФЛ больше не раскрываются. Налог собирается хорошо, перспективы прекрасные, и так далее. Ровно как и по всем остальным налогам и сборам. Ситуация с платежами за «коммуналку» тоже замечательная. Правда, время от времени тут тоже всплывают неудобные цифры, по которым несложно вычислить динамику.

Однако чиновники, несмотря на явно отрицательные сигналы, никак не хотят уменьшать народу налоговое бремя. Тарифы ЖКУ, кстати, тоже несмотря на то, что сейчас в РФ появилось много «бесхозного» газа. Но это отдельная тема. Налоги — вообще святое. Они должны только расти, иных вариантов власти не видят в принципе.

«Видно, что есть механизмы налоговой оптимизации, в том числе в НДФЛ, которые достаточно давно были заложены. И если мы говорим о повышении справедливости налогообложения, то в случае с механизмами оптимизации в НДФЛ необходимо будет выровнять условия», — заявил на днях замминистра финансов Алексей Сазанов.

Чем в очередной раз косвенно подтвердил усугубляющуюся проблему.

Согласно данным Центробанка на руках граждан РФ сейчас более 18 трлн рублей наличных, за 2023 год рост — 2 трлн рублей. За прошлый год люди сняли с банковских карт рекордные 33,3 трлн рублей, а рост объёмов денежных переводов сильно упал. Выводы из этого способен сделать даже простой обыватель.

Способны ли власти к осмыслению ситуации, к разумным ходам, к грамотным маневрам? Вряд ли, судя по позиции Минфина и деятелей из ЕР. Поэтому вовсе не факт, что данный законопроект даже дойдёт до стадии слушаний, вероятней всего, его «зарубят» раньше. Но чем чёрт не шутит — чудеса иногда случаются.

Источник

Похожие записи