ПОСЛЕДНЕЕ
Обрубок Украины с жаждой реванша: как избежать сценария развала страны

Обрубок Украины с жаждой реванша: как избежать сценария развала страны

Эксперты оценили перспективы переговоров по урегулированию кризиса

Канцлер Германии Олаф Шольц выступил за продолжение переговоров для прекращения конфликта на Украине. По его мнению, саммит, прошедший в Саудовской Аравии, был очень важен, поскольку может стать началом мирного урегулирования. В то же время советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил в интервью изданию Point, что на переговорах с Москвой Киев хочет обсудить будущее ядерного арсенала РФ и создание на ее территории демилитаризованных зон.

Подоляк, кроме прочего, подчеркнул, что переговоры могут начаться только в случае ухода армии РФ со всех территорий, входивших в состав УССР по состоянию на 1991 год. Напомним, что после саммита, прошедшего 5 — 6 августа в Саудовской Аравии, в городе Джидда, западная пресса много писала о том, что Киев более не настаивает на полном отводе российских войск к границам 1991 года как на предварительном условии для начала мирных переговоров. На колу мочало – начинай сначала. Либо позиция Подоляка противоречит позиции Зеленского, что невероятно. Либо позиция Зеленского опять поменялась под влиянием «партнеров», как уже было в марте прошлого года. В итоге – тупик. 

О том, что произошло в марте 2022 года, недавно поведала миру экс-советник президента США Фиона Хилл. В журнале Foreign Policy вышла ее статья, в которой говорится, что проект стамбульских мирных соглашений уже был готов к подписанию. Украина отказывалась от вступления в НАТО, ее нейтральный статус закреплялся в Конституции. После этого она получала гарантии безопасности. Россия соглашалась прекратить СВО и вывести свои войска с территории Украины. В знак серьезности своих намерений Россия отвела войска с части территории Украины. Однако проект был отвергнут президентом США Джо Байденом и тогдашним премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном, которые убедили Зеленского продолжить конфликт. Как полагает Фиона Хилл, Запад принял готовность России к переговорам за слабость и в очередной раз ее обманул. И теперь, как она полагает, РФ больше не пойдет на переговоры. В осведомленности автора можно не сомневаться: Фиона Хилл – бывший офицер американской разведки, бывший директор по Европе и России в Совете национальной безопасности США. Почему она решила выступить со своими откровениями именно сейчас? Видимо, в контексте модных веяний: судя по западной прессе, идея переговоров буквально носится в воздухе.

«Переговоры? Дьявол забери тех, кто выдумал переговоры!»

  Кино, даже развлекательное, всегда отражает национальный менталитет. Суть переговорного процесса в американском понимании прекрасно показана в «Пиратах Карибского моря». Когда двое устрашающего вида пиратов врываются в убежище главной героини фильма Элизабет Суонн, она заявляет, что хочет вступить в переговоры. При этом она ссылается на Пиратский кодекс, написанный пиратами Генри Морганом и Робертсом Бартоломью, согласно которому любой человек имел право предстать перед капитаном корабля для «переговоров». Волшебное слово «переговоры» звучит всякий раз, когда некто чувствует, что дело для него пахнет керосином и противник явно сильнее. Принцип простой: тебя загнали в угол? У тебя отсырел порох, кончились патроны? Кричи «переговоры!» и требуй дипломатической неприкосновенности. Не важно, что никакие договоренности выполнять вы и не собираетесь. Именно так подписывались Минские соглашения – и первые, и вторые.

Между прочим, Морган и Бартоломью – вполне исторические персонажи, а Морган даже получил от короля рыцарский титул и стал вице-губернатором Ямайки, где проводил в жизнь политику британской короны. Имея дело с англосаксами, надо всегда помнить, что их моральные принципы и сегодня не сильно отличаются от тех, которых придерживались сэр Генри Морган и сэр Фрэнсис Дрейк – верные слуги британской монархии.

«Любой ценой заморозить конфликт»

Я прогнозировал, что после осознания того, что Украина неспособна победить Россию на поле боя, Запад попытается нас обмануть. – заявил «МК» политолог Андрей Ваджра. — Обман состоит в том, чтобы убедить Москву заключить договоренности и заморозить конфликт. Но на самом деле заморозка нужна только для того, чтобы подготовить новую фазу конфликта. Они понимают, что на данном этапе им это не вытянуть: не позволяют возможности ВПК, внутриполитическая ситуация в США сложная. Накануне выборов Байдену необходимо отползти от Украины, от коррупционных скандалов, с нею связанных. Поэтому идеальный вариант для Запада сейчас – это заморозить конфликт, после чего вновь накачать Украину оружием, усилить психопатизацию населения, подготовить новые украинские подразделения.

По мнению эксперта, в данный момент ВСУ балансируют на грани разгрома.

— Уже речь идет не о «контрнаступе», а о том, как удержать фронт длиной в тысячу километров. – говорит он. — На севере, в Харьковской области, российская армия начала потихоньку продвигаться вперед в направлении Купянска. Я подозреваю, что есть планы на Харьков и область в целом. Западу сейчас любой ценой необходимо все это остановить. Раньше украинская пропаганда твердила о непрерывных перемогах, о том, что у них самое лучшее оружие, самые лучшие генералы. А тут выясняется, что и ракеты-то они все сбить не могут, и что самые лучшие немецкие танки горят, и вдруг оказывается, что американские генералы не совсем понимают, как надо вести боевые действия. Они начали даже признавать, что и потери большие. То есть идет подготовка украинского населения к какому-то варианту договоренностей. Судя по всему, хотят организовать что-то вроде очередных Минских соглашений, чтобы выиграть время. Общий лейтмотив – боевые действия надо остановить. Когда осенью все станет совсем очевидно и наши перейдут в наступление, мы услышим и про мир во всем мире, и что все люди братья, давайте жить дружно и т.д.  Им надо любой ценой сохранить проект «Украина» как антироссийский плацдарм. Чтобы потом опять накачать ненавистью, накачать деньгами, оружием и вновь натравить на Россию.

  Как считает политолог, смыслом существования этого обрубка Украины станет жажда реванша.

— Они не остановятся. Потеря территорий, потеря населения, разрушенная страна – они будут жить только идеей реванша и уничтожения России. Дети будут расти в ненависти ко всему русскому. Их будут натравливать как собак и готовить к новой фазе военного конфликта. Вы считаете, целесообразно оставлять этот очаг психопатической, истерической ненависти ко всему русскому? Если уж так получилось, то вопрос надо решать. А решить его можно только одним способом: ликвидировать проект «Украина» как таковой, чтобы от него и следа не осталось.

— А нам как жить вместе с этим ненавидящим нас населением?

— Человеческий мозг очень пластичен. – говорит Ваджра. — Как их натравили на русских, точно так же можно их и привести в себя. Но это можно сделать только тогда, когда мы будем контролировать ситуацию. Чечня – яркий пример. Там тоже хватало ненависти, но сейчас чеченцы вместе с русскими сражаются за Россию. На Украине это можно сделать гораздо проще, так как там русское население, которому просто вбили в голову, что они нерусские. Украина должна пройти путь Австрии и Германии

 «Без международного сообщества не обойтись»

   Иного мнения придерживается дипломат и политический деятель Николай Платошкин, который полагает, что цели спецоперации могут быть достигнуты дипломатическим путем. Он был одним из немногих в РФ, кто положительно оценил встречу в Саудовской Аравии.   

— Имеет большое значение, кто ее организатор. – пояснил Платошкин в интервью «МК». — Первую большую встречу по Украине в июне в Копенгагене организовала страна НАТО — Дания. В ней участвовали только страны НАТО и их союзники. Все эти страны помогают одной стороне конфликта. Посредник должен быть посередине. Саудовская Аравия не вводила против РФ никаких санкций и не поддерживает Украину оружием. То есть это страна, которая годится в посредники. Дальше. Состав участников встречи в Джидде другой. Помимо западных стран, участвовали Китай, Индия, Бразилия, африканские страны. То есть страны, которые действительно заинтересованы в мирном урегулировании. У китайцев есть свой мирный план, у индийцев тоже, Африканский союз недавно выступил со своим планом. Общий посыл такой: прямо сейчас прекращаем огонь и начинаем переговоры на базе принципов Устава ООН. А Устав ООН содержит как принцип территориальной целостности, так и принцип права нации на самоопределение. Они равнозначны. Таким образом, то, до чего договорятся, будет итогом переговоров.

— Но Россию туда не пригласили. Как они собираются решать проблему без нас?

— То, что нас не позвали, это правильно. Если бы мы там были, то Киев и его союзники использовали бы этот форум для обычных нападок на РФ, и ничего бы не вышло. К примеру, между соседями по даче конфликт – где строить забор. А вы посредник. Один сосед готов на переговоры, а другой нет. Кого вы будет уговаривать? Естественно, того, кто не хочет договариваться. Если вы их вместе позовете, встреча превратится в ругань. По итогам Зеленский заявил, что Украине надо готовиться к тому, что давление на нее будет возрастать и осенью, видимо, ей придется пойти на переговоры без предварительных условий. Это что, плохо?

— Из ваших слов следует, что РФ – это тот сосед, который согласен забор передвинуть и хочет вести об этом переговоры.

— Не я так считаю. В марте прошлого года договор с Украиной был парафирован обеими делегациями. Путин недавно показывал этот договор главам африканских государств и часть текста разгласил. Парафирование договора означает, что обе делегации подписали каждую его страницу и потом разъехались в свои столицы, чтобы подготовить встречу глав государств, на которой договор был бы подписан. Но Украина отказалась. Путин постоянно говорит, что мы готовы к переговорам с Украиной без предварительных условий.

— Украина, как теперь выясняется, отказалась под давлением США и Британии.

— Я в этом не сомневаюсь. Глава делегации не парафирует тексты договоров без санкции руководства. Парафирование – это конец переговоров. Мы с вами подписываем каждую страницу, чтобы ее нельзя было потом поменять. Но перед этим глава украинской делегации отсылает документ в Киев и спрашивает: «Это можно парафировать?» Ему говорят: «Давай». То есть он получил санкцию на парафирование, потом приехал в Киев и там ему через день сказали: «Нет, старик, не будем мы ничего подписывать». Это может означать одно из двух: либо Зеленский не понимает, что он делает, либо его заставили американцы.

— Чем они руководствовались?

— В марте прошлого года они пришли к выводу, что нас можно победить военным путем. Они сначала пошли на это соглашение, чтобы не допустить полного разгрома Украины. Потом решили, что можно попытаться и Россию разгромить. Или, что еще лучше, превратить этот военный конфликт в бесконечный. Ядерной войны на Западе не хотят. Они хотят, чтобы другие воевали, а они сидели бы вдалеке и дровишки подбрасывали в виде оружия. Поэтому для них идеальный вариант – чтобы боевые действия шли всю жизнь, чтобы каждый день погибали русские и украинцы, им это в радость.

— Как вы себе представляете соглашение с Украиной, где должна пройти граница?

— До начала спецоперации я считал идеальным вариантом то, что было записано в советском законе о порядке выхода союзной республики из состава СССР (принят в апреле 1990 года). УССР при выходе из состава Союза его нарушила. Если какая-то республика заявляет о выходе из состава СССР, а в ее составе есть какая-то область, автономия, которая не хочет выходить, то там тоже проводится референдум и по его результатам она остается в составе Союза. Крым, например, в 1991 году был против выхода из СССР. Еще в феврале 2022 года я предлагал в каждой области Украины провести референдум и предложить три варианта. Первый – все остается, как есть. Второй – Украина преобразовывается в федеративное государство с официальным двуязычием, как и было предусмотрено Минскими соглашениями. Третий вариант – эти области уходят в РФ.

— Но сейчас ситуация другая. Часть областей уже по конституции стали территориями РФ.

— Мы не выступаем против территориальной целостности РФ. Суть в том, что окончательное решение вопроса откладывается на какой-то срок. Ведь может случиться так, что Днепропетровская или Одесская области проголосуют за выход из Украины. Можно было бы сделать, как сделали в Южном Судане в 2005 году. Южный Судан десятилетиями вел войну за независимость. Но северный Судан был против, а его население составляло большинство. Поэтому путем референдума дело решить было невозможно. Решили так: боевые действия были прекращены, сторонам дали 5 лет на «осмысление», после чего в 2011 году был проведен референдум отдельно в Южном Судане. В случае с Украиной можно было бы сделать примерно то же самое. Остановить боевые действия и на каких-то территориях, которые будут определены в ходе переговоров, лет через 5-10, когда все успокоится, провести референдумы. 4 июня, когда началось украинское наступление, я говорил, что его результатом станет только то, что погибнут еще десятки тысяч людей. И все равно придут к мирным переговорам. Но люди остались бы живы, если бы Зеленский согласился на мирные переговоры еще тогда.

— Нет сомнений, что в 2014 году Одесская, Харьковская области проголосовали бы за то, чтобы быть с Россией. Но время упущено. За прошедшие годы ситуация изменилась катастрофически и не в нашу пользу. Там СБУ уничтожила, бросила в тюрьмы, выдавила из страны массу пророссийски настроенных людей. Остальных запугали. Теперь результаты референдума не очевидны.

— Поэтому надо дать время. Конечно, если в договоре по Украине будет только военная составляющая – ограничение армии, невступление в НАТО, отказ от размещения ядерного оружия – это будет бесполезный документ. Я в апреле прошлого года через Зюганова отправлял проект возможного договора по Украине. Я взял за основу Австрийский государственный договор от 1955 года. (Он был подписан между Австрией с одной стороны и СССР, США, Францией и Великобританией с другой – М.П.). Там был запрет нацистской пропаганды, запрет бывшим офицерам Вермахта занимать должности в будущей австрийской армии. Австрия с тех пор нейтральна и в НАТО не хочет. В договоре по Украине должны быть гарантии против возрождения бандеровщины. Иначе все будет бесполезно. Польша, страна НАТО, признает бандеровскую пропаганду уголовно наказуемым деянием, по закону от 2018 года за это там полагается 3 года тюрьмы. Пусть они попробуют объяснить, почему то, что у них запрещено, на Украине прекрасно. У нас же тема денацификации куда-то ушла, про нее ничего не слышно. А ведь эта денацификация должна в чем-то выражаться. В Германии, например, она выражалась в запрете НСДАП и родственных ей организаций, которых были десятки, в полной проверке тех, кто в этой партии состоял. 13 миллионов немцев тогда прошли через эти проверки. Вот это и есть денацификация. Если запретить бандеровскую пропаганду на Украине, там несколько миллионов человек сразу выздоровеют.

— Денацификации Австрии и Германии предшествовал их военный разгром.

— Сам по себе военный разгром ничего не гарантирует. Германия дважды в ХХ веке терпела военное поражение. После ее поражения в Первой мировой войне и заключения Версальского договора в 1919 году были введены очень жесткие военные ограничения. Но милитаристская пропаганда в Германии не была никак ограничена. В «Стальном шлеме» (это была такая милитаристская организация) состояло 9 миллионов человек. И они потом составили костяк НСДАП. Гинденбург был президентом Веймарской республики (прусский генерал-фельдмаршал, который во время Первой мировой войны был главнокомандующим на Восточном фронте против Российской империи, а затем начальником Генштаба – М.П.). А ведь сначала хотели судить кайзера, как человека, развязавшего войну. Хотели судить высшее командование германской армии. Но не стали этого делать. Не захотели вмешиваться во внутренние дела Германии. В результате прошло всего 14 лет, и к власти в Германии пришли нацисты. В 1945 году решили не ограничиваться военными вопросами, а идеологически там все зачистить. Результат другой.

— А кто на Украине будет все это зачищать? Даже если они подпишут – какие есть возможности, рычаги, чтобы заставить их все это выполнять?

— В 1945 году были т.н. «союзные контрольные комиссии», которые ездили и проверяли, как выполняются договоры. Не производятся ли где-то танки? А что это у вас тут — улица названа в честь гитлеровского генерала? Быстро убрали. Это как сейчас МАГАТЭ, которая может выехать и проинспектировать любое государство – члена организации в течение 24 часов без уведомления. Важно, чтобы мы были участниками этого договора с Украиной. Конституцию можно изменить в одностороннем порядке. В Нигере 7 раз меняли. А вот договор по Австрии был подписан самой Австрией и державами-победительницами, включая СССР. Австрия в одностороннем порядке изменить его не могла. Так и сейчас надо делать. Международный договор Украина не сможет поменять без участия всех, кто его подписал.

— Зачем Украине такой договор?

— Есть два пути к этому договору. Первый – это, как вы правильно сказали, военный разгром Украины. Я же не против. Разгромите. Второй вариант — международное сообщество заставляет Украину его подписать.

— Зачем это международному сообществу?

— Международное сообщество разное. Англичанам, к примеру, это ни к чему. Американцы дали Украине, по их данным, оружия на 45 миллиардов долларов. Это самая большая помощь, оказанная США какому-либо государству после 1945 года. ЕС забашлял примерно 22 миллиарда долларов. Вы думаете, для них это маленькие деньги? Вы удивитесь, но в Эквадоре летом прошлого года были массовые беспорядки из-за конфликта на Украине. Потому что там из-за него резко выросли цены на еду, которую Эквадор импортирует, и на горючее. В США грядут выборы. На них опять может вернуться Трамп. Он активно играет именно на этом поле: зачем нам нужна эта Украина, из-за которой у нас растут цены. Байден в гробу видал всю эту Украину, если он из-за нее может проиграть выборы. Саудовская Аравия. У нее, конечно, есть нефть, но там пустыня. Если сейчас прекратятся отгрузки нашей и украинской пшеницы, там просто будет нечего есть. Вы же не будете пить нефть на завтрак, обед и ужин. Египет. Там 90 миллионов человек, которые полностью зависят от нашего или украинского зерна. Они поэтому хотят мира. Так что создать международную коалицию, которая заставит Украину на все эти условия пойти – это вполне реально. Причем сейчас речь не идет о каком-то мирном соглашении. Речь может идти о соглашении о прекращении огня. На корейском полуострове, например, нет никакого мирного соглашения, там есть лишь соглашение о прекращении огня. Почему бы сейчас не прекратить огонь, ведь это не означает, что мы отказываемся от своей территории. Но, конечно, антинацистская составляющая должна быть включена в пакет соглашений, иначе все будет бесполезно.

Источник

Похожие записи