Эксперты объяснили рост числа аварий на российских дорогах

Эксперты объяснили рост числа аварий на российских дорогах

Эпицентрами ДТП часто становятся места расположения комплексов фиксации

Опубликованная статистика по ДТП в России за 2023 год показывает рост «плохих» показателей дорожного движения: прибавилось и самих аварий, и погибших, и раненых в них. Официальные комментарии ГИБДД пока отсутствуют. Однако уже сейчас ясно, какие меры будут приниматься в надежде вновь снизить аварийность и смертность в ДТП при нынешнем подходе к ситуации. В частности, скоростные лимиты продолжат снижаться, а число дорожных знаков и камер вырастет.

Эпицентрами ДТП часто становятся места расположения комплексов фиксации

Фото: АГН «Москва»

Рост аварийности в масштабах страны наблюдается впервые за девять лет, то есть с 2014 года. В прошлом году в России произошло 132 466 ДТП с пострадавшими (так называемых «учетных»), это на 4,5% больше, чем по итогам 2022 года. В них погибли 14 504 человека (+2,3%) и ранены 166 500 человек (+4,3% к прошлому году).

Наибольший прирост числа ДТП наблюдался в Калмыкии, где аварий стало на 35,6% больше, чем год назад, Омской области (+32,5%), Тыве (+24,9%). Заметим, что два последних региона — приграничные с дружественными к России государствами (Казахстаном и Китаем, соответственно); отсюда и популярное объяснение роста аварийности, который может быть вызван усилением приграничного трафика. 

Однако по приросту числа жертв ДТП, наряду с той же Калмыкией (+92,2%), стали Карелия (+72,3%) и Ивановская область (+43,9%). А вот в лидерах по сокращению числа погибших в ДТП — в том числе Псковская область, где эта цифра снизилась более чем на 30%. Это обратный случай «приграничности»: регион соседствует с недружественными государствами ЕС, граница с которыми для автомобилистов сейчас закрыта. А меньше трафика — меньше, понятным образом, и ДТП. 

Тем не менее наличие открытых или закрытых границ — не единственный и, возможно, не основной фактор. «Краснодарский край в лидерах, потому что это всероссийский курорт, и дорога в Крым, второй такой курорт, идет через Кубань, — пояснил «МК» сотрудник подмосковного главка ГИБДД. — У нас в регионе тоже трасса М4, по которой идет курортный трафик, одна из наиболее сложных с точки зрения аварийности». 

Третий фактор, который, хоть и косвенно, влияет на аварийность — как ни странно, камеры автофиксации нарушений, признал собеседник «МК». По словам сотрудника ГИБДД, уже несколько лет замечено, что места расположения комплексов фиксации часто становятся эпицентрами ДТП: передняя автомашина едет, снижает скорость при виде камеры и собирает за собой «паровозик» из тех, кто не сумел вовремя затормозить. «В сочетании с плотностью потока и снижением водительских навыков у массового водителя это важный негативный фактор», — отметил источник, напомнив, что до эпохи камер фиксации таких неожиданностей — а значит, и ДТП, было меньше.

«Скорее всего, это связано с тем, что легкие решения по повышению безопасности закончились, и теперь остаются только радикальные изменения (Vision Zero), о которых у нас пока что даже говорить боятся», — комментирует статистику автоэксперт Александр Шумский. По его словам, свою роль в будущем сыграет и старение российского автопарка: автомобили будут менее безопасными с ростом их среднего возраста.

Напомним, подход Vision Zero, в пределе имеющий целью обеспечить нулевую аварийность и смертность в ДТП, предусматривает так называемое успокоение трафика: искривление проезжей части городских улиц, сужение полос движения (чтобы водители поневоле ездили осторожно), внедрение большего числа островков безопасности и искусственных неровностей, снижение скоростных лимитов.

— Вообще-то снижение разрешенной скорости в населенных пунктах работает, сбивать в тех местах, где скорость понижена, стали меньше, — подтверждает собеседник «МК» в подмосковной ГИБДД, отмечая, что за последние годы знаки «50» и «40» появились в десятках населенных пунктах, где ранее было стандартное ограничение «60». А вот там, где знаки «90» заменены на «70» (такие часто появляются вне населенных пунктов) — разница не слишком велика.

— На число тяжелых ДТП еще значительно влияет запрет на обгон на двухполосных дорогах, — отметил сотрудник ГИБДД. — Выезд на полосу встречного движения через «сплошную» — на такое решаются все-таки меньшинство водителей. Поэтому там, где в аварийно-опасном месте прерывистая разделительная заменяется на сплошную, смертность в ДТП снижается. 

Учитывая, что эти меры — ограничение максимальной скорости и запрет обгонов — требуют минимальных расходов, приходится ожидать, что именно на них будут упирать в ближайшие годы чиновники самых разных регионов. Ведь борьба с аварийностью и смертями на дорогах объявлена государственным приоритетом — а значит, по этому параметру с регионального начальства строго спросят.

Источник

Похожие записи