Чижик-Пыжик и Пушкин стали героями фильмов и выставки Резо Габриадзе

Чижик-Пыжик и Пушкин стали героями фильмов и выставки Резо Габриадзе

О любви паровозов и абиссинских корнях главного русского поэта вспомнили в Санкт-Петербурге

Героем сразу двух выставок, проходящих в Санкт-Петербурге, — современного искусства Африки «Перевернутое сафари» в Манеже и «Резо Габриадзе в Петербурге» во флигеле Шереметевского дворца — стал Пушкин. В это же время на Выборгском кинофестивале российского кино состоялась премьера мультфильма «Мой Пушкин» Юрия Томилова и игровой картины Элины Суни о краже созданного Габриадзе Чижика-Пыжика.

«Пушкин-абиссинец»

Фото: Светлана Хохрякова

Художника, писателя, основателя Тбилисского театра марионеток, сценариста фильмов «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза» Резо Габриадзе многое связывало с Петербургом. Приезжая в советские годы в Ленинград, он воспринимал этот город как заграницу (в настоящей еще не бывал), а в строках Пушкина слышал плеск Средиземного моря.

В 1994 году на Фонтанке у Михайловского замка открылся его памятник Чижику-Пыжику. Собралось море людское — это видно на черно-белой фотографии, представленной на выставке. Театральный критик, автор книг о Габриадзе и один из кураторов выставки Марина Дмитревская вспоминает, как в небе кружили вертолеты с привязанным золотым крестом, заглушая речи выступавших у Чижика-Пыжика. Оказалось, что параллельно открытию крошечного памятника шел монтаж шпиля церкви Св. Симеона Богоприимца и Св. Анны Пророчицы. На Габриадзе такое совпадение произвело впечатление: есть ли другой памятник, открытие которого осенили бы крестом в небе. Целая коллекция разнообразных Чижиков-Пыжиков из собрания Вадима Жука, Ирины Лившиц, Аллы Юдиной и других представлена на выставке. И это, как оказалось, популярный и сегодня персонаж.

В фильме «Чижик-Пыжик возвращается» Элины Суни, который участвовал в программе кинофестиваля «Выборг», юные герои приезжают на экскурсию из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и становятся свидетелями кражи творения Габриадзе, установленного в укромном уголке под мостом. Его и в реальной жизни похищали раз семь, но он возвращался. Постоянно какие-то отчаянные люди забираются под мост — достать монеты, которые бросают туристы. Вот и в фильме пятиклассники хотят метнуть монетку на крошечный пьедестал Чижика-Пыжика, загадать заветное желание, чтобы оно исполнилось. Лева мечтает, чтобы его родители не ссорились. Дана хочет стать блогером-миллионником (а кем же еще в наши дни?). Пока ребята самостоятельно ведут расследование, Дана снимает все на телефон и транслирует своим подписчикам. Юных детективов разыскивает полиция и родители. Даже Петр Первый становится фигурантом современной истории.

Марионетки Резо Габриадзе из спектакля «Песня о Волге»

Кураторы посвященной Габриадзе выставки утверждают, что нет в мире другого художника, который бы так много рисовал Пушкина. В подтверждение представлены работы мастера, напоминающие раскадровки мультфильмов. Их сопровождают придуманные высказывания поэта, его диалог с няней. Пушкин жалуется, что устал. Арина Родионовна отвечает: «Что ты такого написал, что устал?» Габриадзе мечтал поставить спектакль про Пушкина-бабочку. Не успел. На выставке представлены фрагменты документального фильма Аси Гусевой «Побег. Пушкин. Битов», где он рассказывает, что Пушкин не умер, а превратился в бабочку и улетел со своей Натали. Габриадзе умер 6 июня, в 222-й день рождения любимого поэта.

В одном из залов можно посмотреть документально-анимационный фильм «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе по сценарию и рисункам отца. На курчавого, похожего на Пушкина пионера Резо строго смотрят с портретов Ленин и Сталин. Вожди укоряют мальчика на макароньих ножках в том, что вечно он опаздывает в школу. Ленин-ребенок придумает «Пушкину» наказание — расстрелять во время перемены.

Кадр из мультфильма «Мой Пушкин». Фото предоставлено пресс-службой Выборского фестиваля

В анимационной программе Выборгского фестиваля участвовал 6-минутный анимационный фильм «Мой Пушкин» Юрия Томилова из Екатеринбурга. Александр Сергеевич там очень похож на Габриадзе, каким он сам себя нарисовал. У Юрия Томилова Пушкин с задранным носиком напоминает еще и ежика, а копна его волос подобна иголкам. Поэт перемещается по страницам школьной тетрадки, слушает учительницу, с пафосом изрекающую истины. Сама идея мультфильма родилась из школьной графики на основе реальных конспектов учителей, и все это показано глазами ребенка, как детские фантазии, запечатленные в тетрадке на уроке литературы.

На выставке современного искусства Африки «Перевернутое сафари» тоже есть пушкинская серия: вышивки на ткани Марии Арендт 2011 года — «Здравствуй, племя младое, незнакомое», «Румяный критик мой, насмешник толстопузый», а также «Пушкин-абиссинец» из гипса Наташи Арендт и Анатолия Григорьева. Голова поэта черного цвета, волосы и бакенбарды — голубые. Темнокожий Пушкин вписывается в контекст художников африканского континента, гармонично уживается рядом с первым чернокожим президентом ЮАР Нельсоном Манделой, выполненным в смешанной технике на ткани конголезцем Амани Бодо, и Манделой из переработанных шлепанцев Аристид Куаме из Кот-д`Ивуара, чередой темных голов из кружева и гофрированной бумаги нигерийца Мишеля Окпаре.

Но самый главный город для Габриадзе все-таки не Петербург, а Кутаиси, где он родился в 1936 году, и которому посвящен целый раздел на выставке в Шереметевском дворце. Габриадзе писал, что оглядываясь назад, хотел бы остановить паровоз, на котором в юности приехал из Кутаиси в Тбилиси. А было ему тогда 17 лет. Паровозы он много рисовал. Они живут в его спектаклях «Локомотив» и «Рамона» как люди — дышат, вздыхают, влюбляются. Про город детства написаны «Кутаисские рассказы», поставлен во Франции спектакль. Габриадзе запомнил послевоенный Кутаиси, жители которого носили на груди розетки с фотографиями погибших. Образы прошлого неожиданно и пронзительно отзываются сегодня.

Источник: mk.ru

Похожие записи