Студия военных художников имени Грекова показала свои достижения

Студия военных художников имени Грекова показала свои достижения

«Муза приходит по команде»

Члены Общественного совета при Министерстве обороны РФ во главе с его председателем, главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Гусевым посетили Студию военных художников имени Грекова. Директор творческой организации Татьяна Самарская провела экскурсию по мастерским и показала проекты памятников, над которыми сейчас работают художники. Среди них — масштабный скульптурный рельеф, посвященный войне 1812 года, памятник командующим Дальней авиации Василию Решетникову и Петру Дейнекину и проект монумента по мотивам фильма «А зори здесь тихие».

Фото: Наталия Губернаторова

Здание Студии военных художников на улице Советской Армии легко узнать по большому панно с батальным сюжетом на фасаде и скульптурам вокруг здания, специально построенного для артели военных художников полвека назад. Творческая организация, созданная по заветам советского художника-баталиста Митрофана Грекова, в следующем году отпразднует 90-летний юбилей. Сейчас в его стенах трудятся 36 мастеров. Татьяна Самарская показала членам Общественного совета при Минобороны РФ, как они сейчас работают.

— Наши художники не ждут вдохновения, у нас все по-военному — муза приходит по команде, — шутит директор Студии. — Есть задание — мы исполняем. Каждый год наши художники создают около 300 картин и 60 скульптур. То есть один художник — порядка десяти работ в год. Художники получают гонорары за проекты, которые утверждает комиссия. У нас в штате 36 авторов, причем четыре из них — женщины, чего в советское время не было.

Из вестибюля с фотографиями всех военных художников, которые трудятся в Студии Грекова, попадаем в живописный зал. В центре — масштабная картина, изображающая работу над еще более масштабным холстом, которое можно было видеть на выставке в Историческом музее в прошлом году. Речь о полотне «Парад Победы» высотой 535 см и шириной 1945 см, которое было создано на основе исторической фотографии, снятой с крыши ГИМа 24 июня 1945 года и запечатлевшей Парад победителей в Великой Отечественной войне. Над этим полотном, которое теперь находится в Национальном центре управления обороной РФ, целый год трудились девять художников Студии Грекова. По окончании работы художественный руководитель Студии Михаил Полетаев написал картину о том, как создавался «Парад Победы». Художники изображены с фотографической точностью, но некоторые авторы появляются в «кадре» несколько раз. Зритель будто следит за мастерами, которые перемещаются в пространстве и времени вокруг монументального полотна, и видит историю создания картины на «перемотке».

Рядом с этой картиной — полотно, запечатлевшее российских военных в Сирии. Грековцы писали его с натурных снимков, которые делали в «горячей точке». Часть их творческой работы — командировки в зоны боевых действий, где они могут видеть события своими глазами, чтобы по возвращении перенести историю в скульптуру или на холст. Некоторые студийцы сейчас находятся в командировке в зоне СВО. Но грековцы пишут не только военные сюжеты, работают в разных жанрах. «Этот пейзаж написан в Кабардино-Балкарии. У нас столько пейзажей, что хватило бы на большую выставку: можно показать Россию от Камчатки до Калининграда», — комментирует Самарская.

Следующий зал — скульптурный. Здесь кипит работа над памятником «А зори здесь тихие». Мастера на высокой крутящейся платформе лепят памятник из скульптурной глины, а некоторые элементы — из специального пластилина. Исполнительница роли Лизы Бричкиной Елена Драпеко уже приезжала в Студию — ей скульптура понравилась.

За ним — самое масштабное произведение длиной 13,5 метра и высотой 9 метров. Над трехъярусным панно, посвященным войне 1812 года, работает скульптор Людмила Семикопенко. Нижний ярус с изображением Бородинского сражения и совета в Филях уже отлит в бронзе и размещен в атриуме Национального центра управления обороной РФ. Второй — здесь, в работе. Из глиняной модели выступает каркас из арматуры, который постепенно обрастает «массой».

— Сложно в мужском коллективе? — спрашиваю Людмилу.

— Да, но я иногда побеждаю, но не за счет женского обаяния, — отвечает скульптор. — Об организационных иногда моментах спорим, кто возьмет на себя ту или иную часть технических моментов по формовке, доставке материалов и прочие.

У Людмилы нет военного звания — она из молодого поколения грековцев. Но все авторы, кто здесь трудится с советских времен, имеют звания. После основания Студии многие талантливые военные находили там себя в творчестве и оттачивали навыки батальной живописи. С началом Великой Отечественной войны большинство художников ушли на фронт и по возвращении смогли передать все ужасы войны в произведениях. Именно здесь трудились многие авторы знаменитых военных плакатов, такие как Николай Жуков или Виктор Климашин. Художник Александр Сытов, который работает в Студии Грекова более 40 лет, помнит многих из них. Он в звании подполковника. На втором этаже у него, как и у других студийцев, небольшая отдельная мастерская. Сейчас он работает нам над двумя портретами — полководцев войны 1812 года и главнокомандующих союзных армий в Берлине. Его коллега Сергей Трошин в мастерской напротив пишет бал суворовского училища.

Между мастерскими можно найти серию больших портретов деятелей культуры и искусства — здесь Маяковский, Ломоносов, Пушкин. 30 лет назад, в момент обстрела Белого дома, эти картины находились там на выставке и стали свидетелями исторических событий. Реставраторы потом вынули немало пуль из рам и заклеили немало дыр в холстах. И все равно следы остались. Только Пушкина не задело.

Мы заглянули в мастерскую, где пишется история. Результаты работы грековцев можно увидеть в разных точках страны и мира. Есть у Студии своя галерея в парке «Патриот», для которого художники сейчас создают новые скульптуры. А их работы можно найти в Центральном музее Вооруженных сил, музеях Минобороны в Санкт-Петербурге и в Театре Российской армии, расположенном по соседству со Студией.

Источник: mk.ru

Похожие записи